Сервис микроблогов Twitter Inc. подал в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) заявку на проведение первичного публичного размещения акций. Сообщение об этом уместилось в 140 символов — компания информировала пользователей о подготовке к выходу на биржу в официальном аккаунте. Материалы, поданные в SEC, пока носят конфиденциальный характер и недоступны к изучению на сайте регулятора. Twitter воспользовался соответствующей опцией нового закона (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющей компаниям с выручкой ниже $1 млрд до поры не раскрывать темпов развития бизнеса и показателей рентабельности.
IPO Twitter — самое ожидаемое размещение в секторе технологий на сегодня. За семь лет существования сервис превратился в одну из самых популярных и влиятельных социальных платформ в мире. Twitter уже аккумулировал аудиторию более чем в 200 млн пользователей, но до сих пор не сформировал прозрачную и долгосрочную бизнес-модель, как это в свое время сделали Google и Facebook.
Ведущим андеррайтером размещения, по сведениям источников газеты The Wall Street Journal, выступит Goldman Sachs Group, ведутся переговоры и с другими крупными инвестбанками.
Twitter уже оценивается более чем в $9 млрд. Исходя из этой стоимости долю в сервисе в 2013 году приобрела инвесткомпания BlackRock Inc., выкупив пакеты части сотрудников. К дню размещения Twitter может прибавить еще $5 млрд капитализации, прогнозирует Financial Times со ссылкой на источники в инвестиционных кругах Кремниевой долины. Если на IPO Twitter получит оценку $15 млрд, сервис все равно многократно уступит Facebook — в мае 2012 года соцсеть была оценена рынком более чем в $100 млрд. Правда, на возвращение к этой планке у компании Марка Цукерберга ушло почти полтора года — лишь на этой неделе бумаги Facebook установили новый рекорд стоимости и пока стабильно торгуются выше цены IPO. Когда на конференции в среду Цукербергу задали вопрос, какой совет он может дать Twitter накануне IPO, тот ответил шуткой: «Я последний человек, у которого вам стоит интересоваться мнением о гладком размещении».
Twitter под руководством гендиректора Дика Костоло двигался в направлении рынка последние три года. Ключевой задачей менеджмента было без ущерба для невероятной популярности сервиса превратить его в прибыльный бизнес и сделать по-настоящему привлекательным для рекламодателей. Благодаря множеству нововведений, в том числе так называемым promoted tweets — рекламным сообщениям, появляющимся на видных местах в лентах пользователей, — компания в 2013 году заработает порядка $583 млн, прогнозируют аналитики EMarketer. В 2014-м показатель вырастет до $950 млн, в 2015-м — перевалит за отметку $1,3 млрд, полагают эксперты. Для сравнения, выручка Google в прошлом году составила $50,2 млрд, Facebook — $5,1 млрд, Yahoo — $5 млрд. В мае 2013 года департамент корпоративного развития Twitter возглавила известный инвестбанкир Синтия Гейлор, во время работы в Morgan Stanley участвовавшая в подготовке IPO Facebook и LinkedIn.
Когда детали бизнеса Twitter станут доступны широкой публике, остается неясным. Закон JOBS Act, позволивший сервису «тайно» проинформировать SEC о своих намерениях, оставляет претендентам на IPO возможность отказаться от планов выхода на биржу в случае, если те не обнаружат на рынке достаточного интереса. Раскрыты же документы могут быть не позднее чем за 21 день до начала roadshow, в рамках которого компании проводят встречи с потенциальными инвесторами и определяются с прайсингом акций.
Если IPO случится скоро (до конца 2013-го), Twitter впишется в рыночную тенденцию этого года — по подсчетам Dealogic, число размещений в 2013-м перевалит за 200 и окажется максимальным с докризисного 2007-го. При этом в среднем компания, проводящая размещение, дорожает более чем на 13% в первый день торгов, что говорит о позитивном настрое инвесторов, заключают аналитики.
Twitter за все время своего существования привлек свыше $1 млрд вложений. Среди инвесторов компании присутствуют ведущие фонды Кремниевой долины — Charles River Ventures, Benchmark, Insight Venture Partners, Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins Caufield & Byers. На более поздних стадиях в проект вошли такие известные игроки, как российский миллиардер Юрий Мильнер и компания T. Rowe Price Group.
На прошлой неделе Twitter объявил о важной с точки зрения перспектив монетизации сделке — сервис поглотил рекламообменную сеть MoPup примерно за $350 млн. Это крупнейшее приобретение компании за все годы существования. MoPub специализируется на разработке и продаже мобильной рекламы.
За день до появления новости о подаче заявки в SEC на частных площадках бумаги Twitter торговались в диапазоне $26-28 за штуку — это означает стоимость всей компании в $13,7-14,4 млрд, рассказал FT один из владельцев доли в сервисе. По его мнению, у Twitter уже есть четкая модель получения выручки, в будущем способная сделать проект прибыльным и принести дивиденды акционерам. В самой компании о выходе бизнеса «в плюс» по состоянию на сегодня не сообщали ни разу.
Сервис появился на свет в марте 2006 года с подачи Джека Дорси, который на сегодня остается председателем совета директоров Twitter. Изначально Twitter был побочным продуктом подкастинговой компании Odeo, основанной бывшим менеджером Google Эваном Уильямсом. Уильямс и Дорси при активной поддержке дизайнера Биза Стоуна смогли заложить фундамент сервиса, справившись с дефицитом инфраструктуры и галопирующим ростом аудитории, пока в октябре 2010 года на пост гендиректора не пришел Костоло, сосредоточивший оперативное управление проектом в своих руках.