Белорусские следователи начали проверку Керимова по делу «Уралкалия»
Следственный комитет Белоруссии начал проверку возможной причастности основного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова (№20 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, состояние — $7,1 млрд) к противоправной деятельности, сообщило в понедельник белорусское телеграфное агентство БЕЛТА со ссылкой на пресс-секретаря ведомства Павла Траулько.
«На предмет причастности к противоправной деятельности дается правовая оценка действиям и иных лиц, в том числе одного из акционеров «Уралкалия» Керимова», — приводит агентство его слова. Траулько подчеркнул, что есть все основания утверждать, что в ближайшее время в распоряжении следствия появятся новые факты противоправной деятельности обвиняемых.
Траулько назвал отказ «Уралкалия» от сотрудничества с Белорусской калийной компанией узловым моментом преступной схемы, задуманной главой наблюдательного совета БКК и гендиректором «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером вместе с менеджментом компании в корыстных целях. Он рассказал, что незадолго до разрыва «Уралкалия» с БКК ряд акционеров российской компанией, владеющих информацией, вдруг стали продавать свои акции по очень высокой цене. Сейчас начался, по его словам, обратный процесс. «Специальный фонд, созданный в Швейцарии и подконтрольный Сулейману Керимову, уже начал скупку изрядно подешевевших акций «Уралкалия», — сообщил он. «Судя по всему, преследовались и цели передела акционерной собственности в самом «Уралкалии», — заявил пресс-секретарь СК Белоруссии. Он сообщил, что установленный размер хищений и ущерба составил в $100 млн.
20 августа благотворительный фонд Керимова Suleyman Kerimov Foundation увеличил свою долю в уставном капитале «Уралкалия» до 21,75%. Ранее Керимову напрямую принадлежало 17,2% акций «Уралкалия». Таким образом, структура акционерного капитала «Уралкалия» изменилась. Теперь Suleyman Kerimov Foundation владеет 21,75% акций компании, Филарет Гальчев (№22 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, состояние — $6,7 млрд) — 7%, Анатолий Скуров (№64 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, состояние — $1,7 млрд) — 4,8% и компания Wadge Holdings Limited (12,5%).
Скандальный отказ «Уралкалия» сотрудничать с БКК был задуман давно — не менее чем за год до издания указа N566, на который любят ссылаться россияне, приводит агентство слова Траулько. Задержанные в понедельник в Минске Баумгертнер и ряд его подельников, по его словам, вели двойную, а точнее тройную игру,« обманывая в корыстных интересах не только белорусскую сторону, но и, как свидетельствуют факты, российских акционеров». Траулько подчеркнул, что речь идет не об отдельных преступных эпизодах, а целой преступной схеме и тонко продуманной стратегии, рассчитанной на реализацию в течение многих лет.
С этой целью Баумгертнер и узкая группа топ-менеджеров, пояснил Траулько, сосредоточили в своих руках все нити управления сбытом калия и изолировали белорусскую сторону от любой важной информации. Им удалось «замкнуть» на себя все финансовые потоки и главных торговых партнеров на ключевых рынках. В результате им удавалось «легко, а главное, безнаказанно выстраивать самые разнообразные жульнические финансовые схемы».
Гендиректор компании «Уралкалий» и глава наблюдательного совета БКК Баумгертнер был задержан в понедельник в Минске по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями. В розыск объявлен ряд других сотрудников компании, в том числе член наблюдательного совета БКК Олег Петров, первый заместитель гендиректора БКК Константин Солодовников, заместитель гендиректора по финансам Игорь Евстратов и глава фрахтового отдела Дмитрий Самойлов. Всех их подозревают в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 424 УК Белоруссии «злоупотребление властью и служебными полномочиями».
Траулько пояснил, что Петров, Солодовников, Евстратов, Самойлов и другие сотрудники БКК и одновременно — «Уралкалия», действуя в тесной связке Баумгертнером, скрывали истинные размеры скидок и преференций для покупателей, занижали реальные цены, по которым сбывалась продукция, направляли финансовые потоки через подконтрольные фирмы, затягивали в своих интересах оплату за поставленный товар.
Обвиняемые пытались замкнуть на себя все ключевые посты, связанные с финансами и торговыми переговорами, сформировать представительства БКК на ключевых рынках, в том числе в Китае, Индии, Бразилии и Сингапура из сотрудников «Уралкалия» и использовать сбытовую компанию «Уралкалий Трейдинг», на 100% принадлежащую «Уралкалию». У следствия, подчеркнул Траулько, имеется информация, как «Петров, Евстратов и Солодовников, манипулируя имевшейся у них эксклюзивной информацией, извлекали из этого личную выгоду».
Почувствовав настороженность Минска, обвиняемые разработали хитроумный план, идейным вдохновителем которого стал Петров. Он предусматривал максимальное затягивание переговоров с белорусской стороной и одновременно подготавливая неожиданный разрыв «Уралкалия» и БКК. И уход от ответственности был не единственной целью обвиняемых — неожиданный разрыв должен был бы нанести удар по белорусским производителям, которые уже рассматривались как конкуренты. Для этого, разъяснил, Траулько, «в ход пошла откровенная уголовщина»: предоставлялись незаконные скидки на продукцию отдельным покупателям, перенаправлялись зафрахтованные под белорусский калий суда на загрузку продукцией «Уралкалия», разрывались действующие контракты под обещания перезаключить их с «Уралкалием» по более низким ценам...
В конце июля совет директоров «Уралкалия» принял решение остановить экспортные продажи через Белорусскую калийную компанию (БКК) — совместного трейдера «Уралкалия» с белорусским «Беларуськалием». При этом своим единственным каналом экспортного сбыта «Уралкалий» определил компанию «Уралкалий-Трейдинг». «Мы с сожалением вынуждены констатировать, что наше сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках БКК зашло в тупик», — заявил тогда Баумгертнер.
По его словам, «Уралкалий» всегда настаивал на том, что экспортные продажи обоих производителей должны осуществляться через единую товаропроводящую сеть. «Этот фундаментальный принцип сотрудничества был нарушен с подписанием указа президента Белоруссии от 22 декабря 2012 года №566 об отмене исключительного права «Белорусской калийной компании» на экспортные поставки белорусского калия, вслед за которым последовали фактические отгрузки «Беларуськалия» вне рамок БКК», — сообщил гендиректор «Уралкалия».
В «Белнефтехиме» назвали решение руководства «Уралкалия» о прекращении экспорта продукции через «Белорусскую калийную компанию» (БКК) провокацией, обрушившей мировой рынок калийных удобрений.
Читайте также: Конец мира калия: почему акции «Уралкалия» подешевели на 25%