Аркадий Гайдамак подал на главного раввина России в суд
Израильский предприниматель Аркадий Гайдамак подал в окружной суд Тель-Авива иск против главного раввина России Берла Лазара. Сумма иска - $1 млн. В иске выходец из СССР Гайдамак утверждает, что в свое время передал Лазару на ответственное хранение договор о сотрудничестве в экспорте алмазов из Анголы с другим бизнесменом из Израиля Львом Леваевым, Однако, утверждает Гайдамак, когда между ним и Леваевым возник конфликт, раввин Лазар скрыл документ. Гайдамак уверен, что именно это не позволило ему отстоять свои интересы в суде.
Про словам Гайдамака, это трастовое соглашение было оформлено в одном подписанном экземпляре. "И этот подписанный экземпляр был передан главному раввину России Лазару на ответственное хранение, в соответствии как с религиозными, так и с гражданскими нормами", - цитирует РИА Новости заявление Гайдамака.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин назвал информацию Гайдамака недостоверной и "бредовой". По его словам, раввин Лазар неоднократно заявлял, что "информация недостоверная", что ему "никаких партнерских документов никогда не передавалось".
Свои претензии к Леваеву Гайдамак оценивает в $2 млрд.
В середине лета прошлого года суд в Лондоне отказал Аркадию Гайдамаку в иске ко Льву Леваеву по поводу претензий на часть прибыли от торговли ангольскими алмазами, установив, что соглашение между Гайдамаком и Леваевым действительно существовало, но было аннулировано, так как стороны заключили в 2011 году мировое соглашение. (Сейчас Гайдамак говорит, что подпись под отказом от претензий от него получили "мошенническим путем"). Как пояснил судья Джеффри Вос, Гайдамак в рамках рассмотрения дела не добился доверия к своим словам, на вопросы отвечал сбивчиво и многословно, а в целом исполнял скорее роль собственного адвоката, нежели стороны процесса.
По версии бизнесмена, в 1998 году он предложил Леваеву создать в Анголе совместное предприятие по торговле алмазами. В 2000 году партнеры якобы договорились об условиях экспорта драгоценных камней, разделе собственности и прибыли образованной ими компании Ascorp. После этого, по его версии, партнеры заключили в единственном экземпляре договор, который, согласно принятым в алмазном бизнесе религиозным правилам, передали на хранение главному раввину России Берлу Лазару. По этому соглашению Гайдамак и Леваев владеют равными долями, по 24,5%, в компании Ascorp, у которой было эксклюзивное право на продажу алмазов, добываемых в Анголе, пятой по размеру алмазодобывающей стране мира.
Как заявил Гайдамак в интервью Forbes, Леваев «фронтовал» его в этой компании, сам же он имеет право на половину прибыли, заработанной его партнером на ангольских алмазах, а также на 2% с общих ежегодных продаж всех ангольских алмазов и 1% продаж крупнейшего рудника Катока и любой деятельности Леваева, связанной с Анголой. «Я хочу получить по 50 центов с каждого заработанного доллара. Какова эта прибыль, я не знаю, если окажется, что компания несла убытки, я готов возместить свою долю убытков», — заявил Гайдамак. По его оценкам, в рамках участия в Ascorp Леваев ежегодно продавал алмазов на сумму не менее $500 млн.
Леваев, в свою очередь, на суде в Лондоне отрицал, что подписанный в 2001 году документ был соглашением о партнерстве. По его словам, речь шла о пожертвованиях со стороны Гайдамака в адрес российской еврейской общины, которые по совету Леваева могли повысить уважение к нему и дать возможность претендовать на пост президента Федерации еврейских общин России. По словам Леваева, Гайдамак согласился перечислять в адрес федерации около $350 000 в месяц, и это было записано в документе, переданном Берлу Лазару.
Гайдамак сдаваться не собирается: его адвокаты подали апелляцию на решение суда в Лондоне.
56-летний Леваев, состояние которого Forbes оценивает в $1,7 млрд (764-я строчка в рейтинге мировых миллиардеров), большую часть жизни прожил в Израиле. С драгметаллами бизнесмен работает еще с конца 1970-х гг. В России он также занимался огранкой бриллиантов. Компания Леваева AFI Development строит жилые и торгово-офисные комплексы в РФ, Израиле и США. Один из последних проектов — торговый центр «Афимолл» в ММДЦ «Москва-Сити». Основным бизнесом Леваева остается торговля бриллиантами.
Гайдамак участвовал и в другом резонансном судебном процессе за рубежом – уже в роли ответчика. В 2000 году во Франции против израильского бизнесмена было выдвинуто обвинение в незаконной продаже оружия все той же Анголе — пресса окрестила дело «Анголагейтом». По данным следствия, в разгар гражданской войны в африканской стране правящий режим Жозе Эдуарду душ Сантуша планировал купить в Европе вооружение, но получил отказ. Тогда власти Анголы обратились к французскому предпринимателю Пьеру Фалькону, который вместе с Гайдамаком организовал поставку оружия на $790 млн. В октябре 2009 года исправительный суд Парижа заочно приговорил Гайдамака к шести годам тюрьмы. В апреле 2011 года срок был сокращен до трех лет.