О чем не пишут в России: что общего у гаджетов Apple и платьев Кейт Миддлтон
Apple и риски логистики
С чем связана негативная динамика котировок акций Apple в последние месяцы? Опасения инвесторов за будущее компании уже привели к падению стоимости бумаг с отметки в более чем $700 до примерно $500 за штуку, напоминает обозреватель BBC Дэйв Ли.
Неизбежную «десакрализацию» американского бренда многие аналитики предсказывали еще после смерти Стива Джобса — в основном из-за неспособности его преемника на посту гендиректора компании Тима Кука справиться с задачей сохранения харизмы и страсти «яблочной» продукции. Но теперь именно профессиональные компетенции Кука могут быть востребованы рынком.
Снижение цены акций связано не с разочарованием потребителей в продуктах Apple, ровно наоборот — смартфоны и планшеты пользуются ажиотажным спросом, за которым компания попросту не поспевает. Поэтому первоочередная задача менеджмента — повышение эффективности логистической цепочки, а в этом вопросе найти более сведущего, чем Кук, руководителя, довольно трудно.
«Это похоже на индустрию моды — торжествует принцип «время – деньги». Вы должны постоянно спешить и делать свой продукт максимально быстро, пока спрос на него сохраняется», — объясняет директор подразделения NPD Displaysearch по исследованию рынка ТВ Пол Грэй.
По словам эксперта, все ведущие технологические компании сегодня обеспокоены несовершенством процесса поставки своей продукции конечному потребителю. Это тот случай, когда любая вышедшая из-под контроля мелочь способна привести к поломке всего механизма. «Тревожный звонок для всех прозвенел в прошлом году после землетрясения в Японии. Люди тогда впервые осознали глубину логистических рисков», — полагает Грэй.
Компании озаботились гибкостью и скоростью реакции на подобные чрезвычайные ситуации. Можно ли за день найти альтернативные производственные мощности? Если забастовку начнет тысяча рабочих, найдется ли в резерве другая тысяча, чтобы на время заменить недовольных коллег? Поиск ответов на эти вопросы стал краеугольной проблемой всех рыночных гигантов.
Сравнение с фэшн-бизнесом не случайно. Вот яркий пример из мира моды, который нередко сталкивается с проблемами, схожими с проблемами Apple: после того, как Кейт Миддлтон появилась на публике в платье «в горошек» известного бренда, магазин подвергся настоящему нашествию покупательниц, пожелавших приобрести вещь «из гардероба» супруги принца Уильяма. Всю партию платьев смели с полок за считаные часы — речь шла о «тираже» примерно в 30 000 предметов одежды, но из-за неожиданного характера «рекламы» от монаршей особы ритейлер оказался не готов оперативно наладить поставки и упустил шанс получить максимум прибыли, говорит управляющий директор логистической Manhattan Associates Крэйг Блэк. А когда магазин «догнал» объемы спроса, лондонские модники уже были увлечены следующим мимолетным трендом.
«Кейт-эффект» применим к Apple. На прошлой неделе Кук в интервью NBC объявил о возвращении производства компьютеров Mac «на родину». В США большинство аналитиков интерпретировали этот шаг компании как грамотный пиар-ход. Но в этой истории есть и экономическая целесообразность. «Если вы производите продукты там, где наблюдаются резкие скачки спроса на них, у вас появляется шанс сэкономить до шести дней в цепочке поставок, и этот фактор приобретает критический характер», — объясняет Грэй.
По его мнению, дело еще и в изменении имиджа Китая, который долгое время ценился западными компаниями за дешевую рабочую силу. «История повторяется. Британия прошла этот путь усиления профсоюзов в начале XX века. Число китайцев, которые бы стремились к карьере на производстве, стабилизировалось или даже снижается», — отмечает эксперт.
Все факторы должны внимательным образом анализироваться производителями. Следить за меняющимся спросом можно не только с помощью статистики, но и с помощью активного наблюдения за поведением аудитории социальных сетей. Компаниям пора научиться предугадывать собственных потребителей.
Мэдофф и его жертвы
Четыре года назад фермер Сюзанна Уэбел спокойно готовилась к обеспеченной пенсии. Она скопила достаточно денег, чтобы уйти на покой и помочь двоим детям получить образование в колледже. Имя человека, из-за которого этим планам не суждено было сбыться, Уэбел тогда не знала. Но вскоре его узнал весь мир — Бернард Мэдофф. О жертвах пирамиды именитого мошенника, до сих пор не оправившихся от нанесенного им ущерба, во вторник пишет газета The Wall Street Journal.
Сегодня у 62-летней Уэбел нет средств даже на покупку удобрений для ее сельхозугодий в засушливом Колорадо. Отложенные на обучение детей деньги тоже испарились вместе с крахом махинации Мэдоффа. Теперь семья вместо внушительных накоплений имеет огромные долги, на выплату которых уйдет до 40 лет.
Схему Понци, примененную Мэдоффом для управления деньгами инвесторов, американские власти вскрыли ровно четыре года назад. Ущерб от действий финансиста составил $17 млрд, и за этой цифрой стоит множество разрушенных жизней.
В тюрьме по делу о «пирамиде Мэдоффа» пока оказался только сам ее создатель. 150-летний срок заключения не оставил мошеннику шансов на освобождение. 20 декабря суд вынесет приговор его брату Питеру Мэдоффу за сокрытие фактов преступной деятельности родственника. В следующем году на скамье подсудимых окажутся еще несколько бывших подчиненных финансиста.
Впрочем, торжество правосудия не слишком утешает жертв преступления. Многие, как и Уэбел, полагали, что инвестируют собственные накопления в консервативные направления с низкими рисками. Фермер получала доход в 7% годовых из фонда Agile Group, где хранила деньги с 1996 года. Она даже не знала, что компания собирает средства американцев и вкладывает их в структуры Мэдоффа, которые легко раздавали щедрые обещания сверхдоходов. Основатель Agile Group Нил Гринберг еще в 2010 году снял претензии Комиссии по ценным бумагам и биржам США в свой адрес, заплатив $330 000 штрафа и избежав обвинений в причастности к громкому делу.
Пострадавших инвесторов это возмущает. Они не имеют права на компенсацию потерь, в отличие от «коллег по несчастью», которые напрямую вкладывали средства в фонд Мэдоффа. Те уже добились совокупной компенсации свыше $11 млрд.
83-летний Джек Каттер потерял из-за Мэдоффа более $1 млн, скопленных за долгую карьеру инженера. В 79 лет пенсионеру пришлось возвращаться на работу, чтобы заработать «на хлеб», — он устроился продавцом в супермаркет, съехал в более экономичное жилье и сменил Lexus на Honda Civic. «Кое-как сводим концы с концами. Но это, конечно, не та жизнь, что мы себе представляли», — признается Каттер. За последние годы он прочитал несколько книг про пирамиду Мэдоффа и даже проникся к своему врагу своеобразной симпатией: «Он настоящий мастер своего дела. Мастером ведь можно быть в чем угодно. Кажется, я даже немного уважаю его за то, как ловко он всех надул».
Сингапур и мобильность миллионеров
Гонконг уступил Сингапуру звание самого желанного в Азии места для жизни так называемых «мобильных миллионеров», свидетельствуют результаты исследования RBC Wealth Management. Как пишет во вторник агентство Bloomberg, основным преимуществом Сингапура участники опроса называют качество жизни в стране экономического чуда Ли Куан Ю.
«Мобильные миллионеры» — азиатские бизнесмены с уровнем дохода свыше $1 млн, которые проводят большую часть времени вне родины. Треть респондентов предпочитают в качестве места ведения дел именно Сингапур. Гонконг в этом качестве удовлетворяет 24% богачей.
Азиатские миллионеры предпочитают инвестировать в зарубежную недвижимость. Из-за этого цены на жилье в Сингапуре постоянно растут, так что правительству страны в этом году даже пришлось ограничивать вкладчиков в площади владения недвижимостью.
«Сингапур всегда ценился за свой образ «тихой гавани» не только для денег, но и для членов семьи», — отмечает старший экономист Barclays Plc Вай Хо Лен.
После качества жизни (89% респондентов) большинство участников опроса называют в качестве преимущества государства политическую стабильность (83%). Также популярностью у миллионеров пользуются сингапурская система образования и развитая местная инфраструктура.