К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

О чем не пишут в России: как создатели Angry Birds строят бизнес-империю

О чем не пишут в России: как создатели Angry Birds строят бизнес-империю
Обзор мировой прессы: как культовая игра возрождает финские технологии, зачем Франсуа Олланд запугивает Лакшми Миттала, что «Газпром» упустил в битве за европейский рынок и повторит ли российская Game Insight успех Zynga

Angry Birds: бизнес на «птицах»

Игра Angry Birds уже давно вышла за рамки мира мобильных приложений. А в декабре под брендом культового продукта компании Rovio на финском горнолыжном курорте Вуокатти откроется парк развлечений для детей, пишет в среду газета The Wall Street Journal.

Франшиза Angry Birds превратилась в «золотую жилу» для производителя игрового оборудования Lappset Group Oy, который разрабатывал дизайн нового парка. «Птичьи» мини-«диснейленды» помогли нарастить годовую выручку компании на 20% — до рекордной отметки в $74 млн.

Парки — далеко не единственная форма расширяющейся офлайн-империи Angry Birds. На бренде, любимом миллионами пользователей смартфонов и планшетов по всему миру, зарабатывают предприниматели в диапазоне от финских кондитеров и шведского ритейлера H&M до американского игрового гиганта Hasbro. Круглые боевые птицы с густыми бровями и оранжевыми клювами украшают собой газировку, обувь, книги и другую продукцию из разных товарных категорий.

 

«Мы уже давно отказались от позиционирования себя как исключительно игровой компании, — объясняет директор Rovio по маркетингу Питер Вестербака. — Мы развлекательная компания».

Финский производитель Angry Birds в перспективе двух лет планирует получать до 50% выручки от лицензионных выплат и роялти за использование бренда. В прошлом году показатель составил €75,4 млн — из этой цифры примерно треть пришлась на продажи потребительского подразделения, включающего реализацию розничной атрибутики и доход от франшиз.

 

Бренд близок к пику своей популярности и уже вызывает утомление у покупателей, скептичен глава калифорнийской исследовательской компании Ask Your Target Market Лев Мазин. По его мнению, рано или поздно потребители начнут искать себе новых героев. Проблема в узости нарратива Angry Birds: историю игры достаточно сложно разукрасить новыми сценарными ходами, что провоцирует и падение интереса к продажам фирменных продуктов в рознице. «Лучшее, что может сделать Rovio, — продолжить эксперименты и попытаться создать новый хит», — советует эксперт.

Штат Rovio в Финляндии сегодня разросся примерно до 500 человек, и еще около 1000 работают над производством продуктов под брендом Angry Birds, говорит Вестербака. Для сравнения, крупнейший частный работодатель скандинавской страны Nokia имеет около 19 000 сотрудников — с учетом масштабных сокращений кризисных лет.

Проблемы Nokia помогают рекрутировать кадры амбициозным игровым гигантам. Чтобы убедиться в буме интереса к индустрии в стране, достаточно привести один факт: крупнейшая конференция стартапов в Хельсинки в ноябре собрала более 3000 посетителей — ровно вдвое больше, чем годом ранее.

 

Помимо Rovio Финляндия уже породила еще одну молодую звезду — разработчика игр для операционной системы iOS Supercell Oy. Эта компания сегодня занимает две строчки в топ-3 стремительнее всех набирающих популярность игровых приложений в AppStore и уже совершила символический жест, переехав в офисы, где ранее квартировал центр R&D Nokia.

Пока разработчики игр продолжают остро конкурировать за звание автора «новой Angry Birds» (та же Rovio помимо «птиц» выпустила с полсотни игр, ни одна из которых не приблизилась к успеху главного хита), их офлайн-партнеры наподобие Lappset пожинают плоды нового технологического бума.

«Нас впечатлил успех Rovio в США и Канаде — на рынках, куда мы раньше не имели доступа, — говорит глава Lappset Юха Лаакконен. — Мы сами пришли к ним и спросили, можем ли что-то сделать вместе. Изначально идея заключалась в создании продуктовой линейки, но в Rovio решили, что мы мыслили слишком узко».

Проект с парками развлечений родился и был реализован вопреки рыночной тенденции снижения популярности этого типа развлечений, замечает предприниматель.

Другую историю сотрудничества с Rovio рассказывает менеджер по экспорту производителя напитков Olvi Oyj Мика Илмола. Он обратил внимание на стикер Angry Birds во время полета на самолете. «Почему бы Olvi не сделать напиток под этим брендом?» — решил менеджер.

 

Сегодня Olvi производит уже четыре разных по вкусу «птичьих» напитка: Tropic, Paradise, Lagoon и Comet. Газировка появилась в магазинах в апреле и стала самым популярным в 134-летней истории Olvi продуктом. За восемь месяцев потребители приобрели 7,5 млн банок напитков — треть объема продаж Olvi.

Успех в родной Финляндии вдохновил компанию на экспансию за рубеж — 100 000 л газировки в контейнерах уже прибыли в Мельбурн и готовятся к продаже. Следующие экспортные мишени Olvi — рынки России, а также стран Скандинавии и Балтики.

Франсуа Олланд: бизнесу вопреки

Президент Франции Франсуа Олланд продолжает шокировать мировое бизнес-сообщество своими социалистическими инициативами, пишет Financial Times. Во вторник он потребовал от индийского магната Лакшми Миттала долгосрочных трудовых гарантий для французских рабочих металлургической империи миллиардера ArcelorMittal. В противном случае государство придумает, как заставить нерадивого бизнесмена расстаться с местными активами, пригрозил Олланд.

Ультиматум он озвучил на личной встрече с Митталом в Елисейском дворце: 629 рабочих мест на двух доменных печах во Флоранже на севере Франции должны быть сохранены, чего бы это ни стоило. Переговоры, о которых обе стороны отозвались дипломатически, стали итогом острого публичного конфликта, во время которого министр промышленности Арно Монтебург успел обвинить ArcelorMittal во лжи и шантаже и заявить, что компания может убираться из страны.

 

Олланд, пусть и не формулировал свою позицию в столь же радикальной манере, публично предупредил Миттала о высокой вероятности национализации предприятий во Флоранже в случае, если тот откажется гарантировать занятость рабочим. К консенсусу стороны пока не пришли, а индийский магнат благоразумно воздержался от критики правительства социалистов. «Решать теперь ArcelorMittal. Мяч на их стороне поля», — подчеркнул в беседе с FT один из высокопоставленных чиновников.

Общая численность французского подразделения ArcelorMittal составляет около 20 000 человек. Но спор касается упомянутых 629 человек, занятых на двух доменных печах. Компания предлагает подыскать покупателя исключительно на эти активы, правительство настаивает на том, что продажа печей возможна лишь в случае продажи всего бизнеса ArcelorMittal во Франции. По слухам, интерес к активу проявляла «Северсталь» Алексея Мордашова, но российская стороны от комментариев отказалась.

Так или иначе, конфликт свидетельствует о росте напряженности в отношениях Олланда с бизнес-сообществом, хотя из-за предприятий во Флоранже с Миталлом спорил и предшественник нынешнего главы государства Николя Саркози. Над местами карикатурной заботой французского правительства о судьбах пролетариата накануне посмеялся эксцентричный мэр Лондона Борис Джонсон. «Venez a Londres, mes amis! (Приходите в Лондон, друзья!)» — обратился политик к зарубежным инвесторам, пострадавшим от Олланда.

Рост фискальной нагрузки и споры из-за целесообразности экономии на рабочих местах грозят Франции увеличением безработицы, а именно решение проблем рынка труда нынешний президент декларировал как одну из ключевых целей во время избирательной кампании. Сегодня показатель безработицы уже достиг рекордного за 14 лет уровня в 3,1 млн человек. Олланд обещает улучшение ситуации к концу года, но пока не демонстрирует ясных путей реализации собственных обещаний.

 

«Южный поток»: ЕС в объятиях «Газпрома»

Россия начинает строительство газопровода «Южный поток» стоимостью €16 млрд в декабре. Проект позволяет Москве сохранить уверенный контроль над поставками на рынки Южной, Центральной и Восточной Европы. Но является ли западное направление долгосрочным приоритетом российской стороны, сказать трудно, констатирует обозреватель Forbes Мэттью Халберт. По его мнению, «региональный контроль» не вписывается в «глобальную доктрину» «Газпрома».

Изначально «Южный поток» задумывался как еще один способ снизить зависимость от транзита через Украину, а в лоббистских переговорах как нельзя кстати пришлись коррумпированные элиты стран Южной и Восточной Европы. Однако конкурирующий проект ЕС Nabucco уже «официально» мертв, и доминирование Москвы как основного поставщика газа для стран Старого Света — свершившийся факт. Неутешительная формула звучит как «российский газ, российские цены, российская монополия на поставки и доходы от них».

Единственной альтернативной для «Газпрома» остается азербайджанский газ из Трансадриатического трубопровода через Грецию и Южную Италию. Реализация проекта будет возможна, если российский концерн ограничится нынешней конфигурацией «Южного потока» и не будет наращивать поставки по этому направлению, а также не поглотит греческую газораспределительную госкорпорацию DEPA. «Газпром» эти риски прекрасно понимает и стремится нивелировать.

Впрочем, компания упустила шанс включиться в борьбу за лидерство на рынке сжиженного природного газа. При доле «Газпрома» в 30% глобального экспорта российский СПГ занимает не более 5% мирового рынка. Европейские победы помогли Владимиру Путину здесь и сейчас показать, «кто здесь босс», но хватит ли лоббистского ресурса Кремля на выстраивание стратегических отношений с Китаем или Ближним Востоком? Расход ресурсов на блокирование «южного коридора» в ЕС может дорого обойтись Москве — победа в битве не всегда означает триумф в войне, заключает Халберт.

 

Game Insight: Zynga из России

Когда продажи Game Insight (GI) в 2010 году начали снижаться, заказчики молодой компании быстро стали разрывать контракты. И это пошло российскому разработчику мобильных приложений на пользу, пишет агентство Bloomberg в профайле, посвященном истории успеха GI.

Основатель Game Insight Алиса Чумаченко прошла карьерный путь от секретаря до маркетингового директора в игровой компании Astrum, пока та не была поглощена интернет-гигантом Mail.ru Group в 2009 году.

Когда Чумаченко создала GI, аудитория соцсетей «Одноклассники» и «Мой мир» стала стремительно конвертироваться в поклонников продуктов GI. В ответ Mail.ru обвинила бывшую сотрудницу в том, что игры своей компании та создавала на программном коде Astrum. Чумаченко эти подозрения называет беспочвенными, а смену акцента GI с социальных сетей на игры для мобильных устройств объясняет своевременным осознанием тренда ухода потребителей с компьютеров на смартфоны и планшеты.

«Появился совершенно новый рынок, и он потребовал новых игр. Мы адаптируемся к новым вызовам», — объясняет предпринимательница в своем московском офисе, стены которого увешаны скетчами с изображением героев игр GI.

 

Сегодня аудитория Game Insight превышает 100 млн человек и имеет портфолио популярных продуктов, включая квест Mystery Manor и городской конструктор Paradise Island. Темпы роста компании сегодня выше, чем у лидера рынка — американской Zynga. Продажи в 2012 году могут достичь отметки в $100 млн по сравнению с $40 млн годом ранее. Если успех не будет краткосрочным, Чумаченко рассчитывает на IPO в 2014 или 2015 годах.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+