Ходорковский увидел легализацию активов ЮКОСа в покупке ТHК-ВР «Роснефтью»
Экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, отбывающий тюремный срок по обвинению в хищении нефти и легализации выручки ее продажи, прокомментировал покупку «Роснефтью» компании ТНК-ВР у консорциума ААR и британской BP.
«Несомненно, в сделке «Роснефти» с ТНК-ВР есть серьезный аспект легализации активов, незаконно изъятых у ЮКОСа. Мне трудно судить, насколько такая попытка юридически оправдана», - заявил Ходорковский в интервью журналу Forbes.
«Нынешний режим никогда не признает свою ошибку в подобном политически болезненном вопросе, а миноритарии никогда не смирятся с многомиллиардными потерями, у которых не было коммерческих оснований. То есть, окончательный разговор, видимо, еще впереди», - считает бывший олигарх.
На вопрос, почему акционерам AAR «Роснефть» заплатит $28 млрд, в то время как ЮКОС она получила фактически бесплатно, Ходорковский предположил, что, возможно, его пример оказался «в чем-то убедительным не только для предпринимателей, но и для власти».
«Хотя, мне кажется, что причины «удивительной щедрости» более многомерны, как и взаимоотношения с властью Михаила Фридмана и его компаньонов. Однако, я не помню, чтобы Фридман и его партнеры когда-либо были замечены в политической нелояльности», - говорит экс-глава ЮКОС.
Сравнивая покупку ТНК-BP и продажу «Сибнефти» «Газпрому» в 2005 году, Ходорковский отметил, что сделки прошли «в интересах двух разных, соперничающих группировок кремлевской бюрократии».
«Знаю, что люди, готовившие решение о покупке «Сибнефти», отказались от активов ЮКОСа, не желая быть замешанными в грязной игре. Нынешнего покупателя ТНК-ВР это не остановило. Он вообще считает псевдолегальное насилие нормальным методом решения своих задач. В связи с чем хочется пожелать г-ну Дадли (Роберт Дадли, главный управляющий директор ВР -- Forbes) удачи. Она ему потребуется», - заключил бывший глава ЮКОСа.
«Со времен Римской империи говорят: «деньги не пахнут». Остальное – глупости для идеалистов. Не правда ли, мистер Дадли?», - задается вопросом Ходорковский.
Он также описал последствия последней сделки «Роснефти» для других участников рынка. «Мы имеем дело не просто с созданием крупной нефтяной компании, а с идеей госкапитализма и инструментом «энергетической сверхдержавы», - полагает бывший предприниматель. По его мнению, остальным участникам российского нефтяного (а, возможно, и всего энергетического) рынка теперь придется «встраиваться» в качестве «полезного элемента» политики «энергетической сверхдержавы», либо уходить.