Суд признал незаконным отказ возбудить дело по спецоперации на Дубровке
Лефортовский суд Москвы признал незаконным отказ следователей возбудить уголовное дело против должностных лиц, руководивших операцией по освобождению заложников, захваченных террористами 23 октября 2002 года во время мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре на Дубровке.
Тогда бандгруппа Мовсара Бараева три дня удерживала более 900 человек. Бойцы «Альфы» и «Вымпела» штурмовали театральный центр утром 26 октября. В ходе спецоперации все террористы были уничтожены, погибли 130 заложников, в том числе 10 детей. При этом многие люди скончались уже после штурма, в результате власти подверглись критике за применение вредного для людей паралитического газа (его формула до сих пор засекречена), а также за то, что не была надлежащим образом организована госпитализация заложников.
Позже 64 человека - пострадавшие и родственники погибших – подали иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, требуя обязать российские власти привлечь к ответственности организаторов спецоперации. В декабре 2011 года ЕСПЧ вынес положительное решение по жалобе, обязав Россию выплатить заявителям моральный ущерб от 8,8 тыс. до 66 тыс. евро каждому. Страсбургский суд решил, что власти не спланировали и не провели спецоперацию должным образом, а также не обеспечили эффективное расследование случившегося.
Теперь Лефортовский суд постановил, что следователи не представили аргументированного объяснения по отказу в возбуждении дела против руководителей спецоперации. Ранее прокурор и следователь трижды не являлись на рассмотрение жалобы, и судья переносил заседания, пишет «Интерфакс».
Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших, ранее просил вынести частное определение в отношении следователя и прокурора, обвинив их в том, что они «игнорируют и срывают процесс».
«Заложники пострадали и погибли не от рук террористов, а по халатности и злоупотреблений полномочиями должностных лиц, которые организовали штурм центра. В отношении этих людей не было возбуждено уголовное дело, их вина не была определена, и в этой части людям не был возмещен вред», - утверждал ранее Трунов.
«Наше заявление было основано на решении ЕСПЧ, в котором говорится, что газ, использованный в рамках спецоперации, был фатальным для ослабленных людей, и в рамках уголовного дела необходимо это проверить. В уголовных делах, касающихся захвата заложников, вообще нигде не фигурировала формула этого газа», - сказал адвокат.