К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

О чем не пишут в России: уловки Starbucks, бегство Coca-Cola и антитабачная Россия

О чем не пишут в России: уловки Starbucks, бегство Coca-Cola и антитабачная Россия
Обзор мировой прессы: в чем могут обвинить Starbucks британские власти, что случится с Афинской биржей после переезда в Лондон крупнейшей компании Греции и как на Западе относятся к антитабачной кампании российских властей

Starbucks: налоговые уловки

В Британии разгорается новый налоговый скандал. На сей раз обструкции подвергается сеть кофеен Starbucks. Компания, продажи которой в стране с 1998 года составили £3 млрд, за тот же срок заплатила в юрисдикции Соединенного Королевства лишь £8,6 млн налогов. При этом сегодня в Британии работают уже 735 точек Starbucks, пишет во вторник The Guardian.

В парламенте страны подобную фискальную безответственность уже назвали одиозной и пригрозили компании пристальным расследованием всей ее налоговой документации почти за 15-летний период.

Несмотря на заверения топ-менеджеров в прибыльности британской сети, Starbucks в последние три года вообще заморозила выплату налогов в государстве. На этом фоне компания отчитывалась о рекордных финансовых потерях, хотя в ее штаб-квартире в Сиэтле заверяли, что проблемы не касаются рынка Великобритании.

 

Удастся ли найти какие-либо фискальные уловки Starbucks, сказать трудно. Сам скандал в очередной раз продемонстрировал противоречия между возможностями мультинациональных корпораций (МНК) легально минимизировать налоговые выплаты и общественным отношением к подобному корпоративному поведению.

Так или иначе, юридически выводить бизнесы в менее жесткие страны для выплаты налогов крупные компании по-прежнему могут. Формально Starbucks пока не нарушала никаких законов. Средняя налоговая ставка компании в прошлом году составила 31% — на порядок выше, чем средние 18,5% для МНК. Однако за рубежом сеть отдавала в бюджет в среднем 13% доходов — это один из самых низких показателей в потребительском секторе.

 

Coca-Cola: греческий исход

Второе по объему предприятие по бутилированию газированной воды Coca-Cola — греческая Coca-Cola Hellenic Bottling SA — готовится сменить место листинга своих акций с Афин на Лондон. После этого фондовый рынок Греции по масштабу окажется даже меньше вьетнамского. Совокупная стоимость компаний, торгующихся на Афинской бирже, после ухода Coca-Cola HBC снизится с $39,2 млрд до $31 млрд (у упомянутого Вьетнама — $35,2 млрд). Bloomberg обращает внимание на то, что греческий рынок и без того на сегодня является самым маленьким среди 24 развитых стран, постоянно отслеживаемых экспертами информагентства.

Пока Coca-Cola HBC остается крупнейшей по капитализации компанией в проблемном государстве еврозоны. Национальный фондовый рынок стал одной из главных жертв нестабильного макроэкономического состояния Греции. Греческие биржи потеряли 86% своей стоимости по сравнению с пиком $273 млрд в ноябре 2007 года. Решение властей о сокращении издержек для получения помощи внешних кредиторов не позволяет торгам в Афинах вернуть утраченные позиции. Экономика страны переживает пятый год рецессии, и этот тренд не изменится в 2013-2014 годах, прогнозируют аналитики.

Уход Coca-Cola HBC — это еще один репутационный удар по Греции, способный спровоцировать новые негативные последствия, соглашается управляющий директор Attica Wealth Management Теодор Кринтас. По его мнению, Афинская биржа рискует потерять статус развитой и переместиться в разряд менее престижных площадок уже в самое ближайшее время.

 

На Coca-Cola HBC, штаб-квартира которой находится в столице Греции, сегодня приходится 23% веса индекса ASE, а ее капитализация составляет €6,23 млрд. Еще совсем недавно этот процент был гораздо скромнее — 8,3%, притом что Национальный банк Греции занимал долю 19%. Однако именно кредитные учреждения понесли главный ущерб от разразившегося долгового кризиса, а потому Coca-Cola HBC стремительно вырвалась в лидеры.

Компания работает на рынках 28 стран на трех континентах и имеет в штате более 40 000 сотрудников. Объем продаж Coca-Cola HBC в 2011 году составил €6,9 млрд. 95% активов и акционеров компании находятся за рубежом.

Россия без табака: что получится

Одновременно с появлением в блоге Дмитрия Медведева видеообращения к россиянам о вреде курения газета The Wall Street Journal делает прогноз относительно того, насколько эффективными окажутся усилия Москвы по противостоянию табачному лобби. Сегодня РФ — второй по величине рынок для таких мультинациональных корпораций, как Philip Morris International и British American Tobacco. Однако сладкой жизни индустрии приходит конец, заверяют российские чиновники. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов на днях пообещал жесткие меры и декларировал долгосрочный характер намерений властей по борьбе с вредной привычкой.

После принятия пакета антитабачных законодательных инициатив по уровню ограничений для курильщиков страна приблизится к Западу. Сегодня российский рынок на 90% контролирует большая четверка компаний. Страна оставалась для них одним из последних драйверов интенсивного роста прибыли. Теперь глобальным игрокам надо готовиться к резкому повышению пошлин, запретам на курение в общественных местах и, в итоге, к падению доли курящего населения (сегодня — 40%). Половина из 44 млн россиян выкуривают не менее пачки сигарет в день. В год совокупно в стране потребляется 390 млрд сигарет, впереди только Китай.

К 2015 году процент курящих должен снизиться до 10-15% — соответствующую задачу перед бюрократическим аппаратом поставил Владимир Путин. Однако статистика свидетельствует о том, что за отведенный период отказаться от привычки могут лишь 3-5% курильщиков.

 

Не собираются уступать и компании. В Japan Tobacco, под контролем которой находится 37% российского рынка, заверили, что отрасль лишь выражает свое мнение о законопроектах, но ни о каком лоббировании речь не идет. По словам представителя JT, принятие закона неизбежно, а потому важно сосредоточиться на поправках к основному документу.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+