Электоральные автократии – дорогие игрушки, постоянно требующие финансовой подзарядки для покупки лояльности населения. И для бомбометания, которое тоже поднимает настроение среднестатистических россиян, попадающих в пресловутые 86% одобряющих деятельность президента. Отсюда и множество инициатив по изобретению новых способов изъятия денег у населения – от курортного сбора за то, что приезжий отдыхающий дышит воздухом отдаленной российской территории, до идеи введения прогрессивной шкалы налогообложения.
Российская власть в последние полтора десятка лет шарахалась от реформ, которые принято было считать «непопулярными». Хотя что, собственно, могло быть непопулярного, например, в накопительной пенсионной системе – если, конечно, потрудиться объяснить текущим пенсионерам, что их это дело не коснется? Или в реформе армии, принципы формирования которой когда-то предлагалось изменить на профессиональные и добровольные в соответствии с нуждами «постгероического» постиндустриального общества? Или в адресной социальной поддержке? Или в снижении бремени чрезмерного государственного регулирования…
И вот теперь-то и настало время по-настоящему непопулярных мер, только имеющих отношение не к реформам с долгосрочными полезными эффектами, а к извлечению дополнительной ренты из населения. В рамках скорректированного социального контракта: мы вам Крым и «тысячелетнюю историю», вы нам — политическую поддержку, отказ от протестов, а теперь вот еще затягивание поясов. Колбасы, сыра и иных материальных благ в новой версии социального контракта нет.
Деньги нужны еще и потому, что требуется чем-то закрывать политический кассовый разрыв между парламентскими и президентскими выборами. Пенсионные деньги замораживают. Минфин пугает исчерпанием Резервного фонда, предлагает увеличить НДС и устроить еще одну реформу взимания страховых взносов. А Сергей Нарышкин «проговаривается» о том, что плоская шкала НДФЛ может быть заменена на прогрессивную. Еще раньше, до активной фазы предвыборной кампании, начинались разговоры о том, что пора бы вывести россиян из тени и обелить рабочие места. Буквально на днях двухлетнее освобождение от налогов для добровольно вышедших из тени самозанятых обсуждали президент и премьер.
Все это очень «вовремя» — ровно тогда, когда россиянам надо выживать, если не за счет белого сектора, то хотя бы за счет серого. И желательно без регулятивного соучастия государства, ведь с «демократией налогоплательщика» у нас не очень получается: отдаешь свои деньги, получаешь назад «пакет Яровой» или систему «Платон». А «гаражная экономика» в результате во многом спасает общественное спокойствие и, вообще говоря, способствует безопасности власти.
Но бюджету «гибридных войн и осажденной крепости» каждая копейка дорога. И извлекать ее будут из всех социальных, профессиональных, политических групп и страт. Классу богатых арестами знаковых бизнесменов напоминают о «социальной ответственности» перед политической властью. Средний класс обложат новыми ставками и шкалами. Бедных выведут из тени. И они, щурясь от яркого света, перейдут из категории «хватает-денег-на-одежду-и-еду» в кластер «хватает-денег-только-на-еду». Простая политэкономия затягивания поясов.
Деньги извлекут, а затем частично вернут. Государство выступит в роли отца родного, благодетеля и источника раздачи благ и денежных знаков. Собранную дань оно вернет «натурой» -- усугубляющимся чувством великой державы. И деньгами – чтобы до избирательных участков избиратели ноги доволокли, когда труба позовет.
Считается, что этот приступ бюджетобесия наступил по причине того, что «партия власти» получила мощный мандат на то, чтобы делать вообще все, что угодно. Однако такой мандат, в сущности, был и у прежней Думы – нельзя же всерьез говорить о том, что КПРФ, ЛДПР, СР – это настоящие партии, а не фракции внутри одной партии власти в расширенном понимании. Кроме того, когда это у нас Дума решала, что именно надо делать со страной? Мандат ей дан на то, чтобы ретранслировать как можно более четко волю верховной власти. И если вдруг кто-то наверху решит, что ну ее, эту идею прогрессивного налогообложения, то депутаты и думать забудут об этой вредной инициативе.
Пока же Дума, как и все остальные «добывающие» подразделения корпорации «Россия и сыновья», первым делом подключится к поиску денег и под фонарем, и в неосвещенных частях экономики. За счет населения, но ради его же блага. Граждане же не знают, как потратить деньги – за них это сделают те, кто умеет правильно расставлять приоритеты. В полном соответствии с описанной еще Хайеком «пагубной самонадеянностью» государства.
Проблема только в том, что в L-образно живущей экономике, где основание L пока еще существует не горизонтально, а под уклоном вниз, сама база изъятия денег у населения сужается. И лучшим способом завоевать доверие граждан стало бы формирование доброжелательной регулятивной рыночной среды.
Но тогда ему, народу, может взбрести в голову потребовать от государства качественных сервисов. И государство, привыкшее миловать, жаловать и наказывать, а не обслуживать, лишится статуса отца родного и благодетеля. А этого допустить никак нельзя, потому что тем самым будут разрушаться самые основы действующего политического режима.
Так что это государство будет продолжать отжимать деньги. Чтобы их вернуть налогоплательщику. Но, как и было сказано, не все и преимущественно в виде гордости за державу и ненависти ко всему остальному миру, обложившему нас своими правами человека, санкциями и натовской военщиной.