Негативная избирательная кампания привела к снижению явки на президентских выборах в США, что позволило белым американцам привести к власти Дональда Трампа. На выборах 8 ноября были нарушены все возможные правила американской политики: для победы нужна выстроенная политическая машина по всей стране, нужно соблюдать политкорректность, нельзя ссориться с этническими меньшинствами (афроамериканцы, испаноязычные) и т. д. и т. п. Однако одно правило все же сработало. Грязные избирательные кампании обычно снижают явку избирателей. В 2012-2016 годах количество американцев, проголосовавших на президентских выборах, уменьшилось с 129 до 119 млн человек. Как изменятся российско-американские отношения в период администрации Трампа? Как долго продержится «братская любовь Путина и Трампа» (Trump Putin Bromance)?
В России восхищаются Трампом по многим причинам – его воспринимают как сильного лидера, успешного бизнесмена, борца с терроризмом, но наиболее важное обстоятельство, очевидно, то, что Трамп выступает за сотрудничество с Россией по разрешению взаимных угроз, восхищается российским лидером и его политикой. Уверенный в своем мастерстве переговорщика, Трамп выражает оптимизм по поводу решения разногласий между США и РФ.
Кремль приветствует позицию Трампа. На Валдайском форуме (в котором участвовал Ричард Вейс. - Forbes) Путин заявил: «Мы не можем не приветствовать слова, мысли и намерения о нормализации отношений между США и РФ». По мнению российского президента, люди голосуют за необычного кандидата вроде Трампа потому, что у них нет уверенности в политической элите и возможности повлиять на нее.
Многие в России полагают, что политика западных элит после холодной войны привела к отчуждению Москвы от Вашингтона и его союзников. Например, Путин на Валдае заявил, что война НАТО против Сербии, вторжение США и Соединенного Королевства в Ирак, операция НАТО в Ливии и западная система противоракетной обороны испортили отношения Запада с РФ. По его словам, Россия ожидала равноправного диалога, но ей были предложены односторонние решения, а Запад реализовывал свои интересы, несмотря ни на что.
Дональд Трамп также обвиняет Запад в разрушении позитивных отношений с Россией, правда, он концентрируется на ухудшении ситуации в период администрации Обамы. Трамп заявлял, что хочет восстановить взаимное доверие, сотрудничать по поводу взаимных угроз — таких как исламский терроризм и рост влияния КНР. Он считает, что нравится Путину и что они могут прийти к общей позиции по ряду вопросов.
Последние две администрации (Буша-мл. и Обамы) предпринимали искренние попытки наладить отношения с Россией, однако первоначальные порывы быстро сходили на нет, и ситуация становилась хуже, чем ранее.
Внешняя политика, в отличие от внутренней, прерогатива президента, можно ожидать ряд неожиданных шагов в этой сфере, связанных с особенностями личности Дональда Трампа. Что это будет, сказать крайне сложно.
Некоторые санкции по отношению к России в течение определенного времени, скорее всего, будут отменены, об этом одному из авторов говорил даже бывший сотрудник ЦРУ и замминистра обороны США Брюс Райдел на круглом столе в Брукингском институте 10 ноября. Россия и США, по всей видимости, смогут добиться некой общей позиции по Сирии и Украине, хотя, вероятно, этот компромисс продлится недолго.
Трамп хочет, чтобы НАТО занималось исключительно борьбой с терроризмом, что будет невозможно реализовать, поскольку основная цель альянса заключается в сдерживании России.
Администрация Трампа ускорит процесс выдачи лицензий на экспорт сжиженного газа, который проходил крайне медленно при Бараке Обаме, стороннике возобновляемых источников энергии. Скорее всего, будет отменено значительное количество регуляторных норм по охране окружающей среды в сфере энергетики. Не исключено резкое ослабление позиций Агентства по защите окружающей среды, созданного, кстати, республиканцем Ричардом Никсоном. Например, после республиканской революции Ньюта Гингрича в 1994 году им удалось ликвидировать целый ряд федеральных ведомств, например Управление США по туризму. Для России крайне невыгодна опора США на «традиционные» источники энергии.
Представляется, что дальнейшее расширение НАТО, а также активная поддержка Трампом национальной энергетики обрекает «перезагрузку 2.0» на скорый конец.