К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выбор из двух зол: как американцы проголосуют на выборах президента

Фото REUTERS / Joe Raedle
Фото REUTERS / Joe Raedle
8 ноября состоятся 58-е в истории США выборы президента, на которых будет избран 45-й по счёту глава государства. Какие итоги голосования уже можно спрогнозировать?

Несмотря на серьезную и равноценную борьбу Хиллари Клинтон и Дональда Трампа в информационном поле, больше шансов одержать победу имеется у бывшей первой леди. Из официальных данных аналитической организации Real Clear Politics следует, что на сегодняшний день в прогнозируемой «копилке» Клинтон 216 голосов выборщиков, 164 у Трампа. Оставшиеся 158 голосов распределены по 14 пока не определившимся штатам и будут разыгрываться на предстоящих выборах. В 10 из них шансов одержать победу больше у  Клинтон. Учитывая, что для победы на выборах необходимо собрать голоса 270 выборщиков, экс-госсекретарю США будет достаточно победить в трех традиционно колеблющихся и наиболее значимых по числу выборщиков штатах - Флориде, Пенсильвании и Мичигане.

В последнее время особенно явно обозначилась ожесточенная скандальность предвыборной борьбы за Белый дом.  Отечественные обозреватели могли отметить, что между кандидатами усилилась «перестрелка» шумными историями, которые следуют одна за другой. Действительно, президентская кампания в начале осени постепенно перешла с поля борьбы за электоральные установки и политическое предпочтение американцев в плоскость конкуренции за их электоральное поведение. Ключевым оружием на этом этапе противостояния традиционно является эмоциональность кандидатов, изобилие патетики и популизма, а также фокусирование общественного внимания не на политических программах претендентов, а на их личностных характеристиках.

Аналитики расходятся во мнении, какое влияние окажут распространяемые скандалы на исход национальных выборов. С одной стороны, отмечается огромное влияние «сексуальных историй» Дональда Трампа на поведение женского электората, а «почтового скандала» Хиллари Клинтон - на изменение в распределении голосов среди мужского населения. Другие специалисты полагают, что воздействие указанных факторов будет ограниченным, поскольку подавляющее большинство женщин, еще до обнародования фактов из биографии Дональда Трампа, ориентировалось на поддержку Хиллари Клинтон. Что касается обвинений в ее адрес в связи с использованием личного электронного почтового адреса для передачи служебной информации и подозрений в получении поддержки от финансовых кругов Катара и Саудовской Аравии, то указанные скандалы муссируются американскими СМИ уже довольно долгое время (с  весны 2015 года и середины 2012 года соответственно), поэтому не имеют того эффекта, который может кардинально изменить ход предвыборной борьбы.

 

Согласно общественным опросам, проведенным Институтом Гэллапа, еще в июле этого года, (то есть до проведения партийных съездов и наступления наиболее активной и скандальной фазы борьбы за Белый дом)  более 25 % американцев неблагоприятно оценивали Клинтон и Трампа, а число граждан положительно воспринимающих этих двух кандидатов было рекордно низким (4%). Рейтинг отрицательного восприятия Клинтон на сегодняшний день составляет 55%, Трампа - 58 % (при этом Трамп уступает своей сопернице в рейтинге положительного восприятия - среднее процентное соотношение в этом вопросе составляет 38,5 : 41,5). Поэтому вполне вероятно, что американские граждане 8 ноября пойдут выбирать не лучшего из кандидатов, а наименее плохого.

Имеется три предположения насчет влияния высокого уровня непопулярности обоих претендентов на явку избирателей в день всеобщего голосования.

 

В пользу низкой явки говорит тот факт, что более половины из скептически настроенных избирателей позиционируют себя как политически независимые или умеренные, которые в наименьшей степени мотивированы голосовать за представителей двух главных партий. Здесь же следует обозначить и историческую обусловленность, благодаря которой, низкая активность американского электората в предвыборной борьбе между кандидатами стала закономерным явлением в современной политической истории США. Времена, когда президентские выборы характеризовались широкой включенностью американского населения (к примеру, 1840 год, 1860 и 1876 годы) давно миновали. В XX веке наибольший интерес американцы проявили к выборам президента 1952, 1960-1968 годов, но и тогда был едва преодолен 60% порог.

С другой стороны, вполне вероятно, что крайне неблагоприятные образы Трампа и Клинтон активизируют  американцев. Отрицательно мотивированные  граждане за последнее время получили достаточно причин для того, чтобы проголосовать против неугодного им кандидата. Избиратели могут отдать свой голос его оппоненту, выбрав меньшее из зол,  даже в том случае, если не симпатизируют своему кандидату и не желают за него голосовать. В пользу высокой явки говорит большая активность избирателей на первичных выборах, особенно среди республиканского электората. В этом году на них проголосовало 28,5% американцев, что несколько меньше установленного в 2008 году рекорда (30,4%), но  в целом больше чем на остальных праймериз, проводившихся с 1980 года.

Наконец, третий вариант предполагает умеренную электоральную активность населения. Общее количество американцев, пришедших выполнить свой гражданский долг, скорее не превысит 57%, но и не опустится ниже 50%. Вероятнее всего, число проголосовавших будет варьироваться в диапазоне 52-54%.

 

Для описания позиции электоральных групп, опираясь на опросные материалы ведущих полстерских организаций, попытаюсь составить предполагаемый среднестатистический портрет избирателей, которые станут опорной электоральной базой главных кандидатов в президенты.

Прогнозируемый избиратель Хиллари Клинтон - это афро- или латиноамериканка в возрастной группе от 18 до 40 лет, католического вероисповедания или не относящая себя ни к одной из конфессиональных групп, обучавшаяся в колледже или закончившая его, проживающая в городе или пригороде в семье с  общим годовым доходом от $25 000 до $50 000, занятая в финансовом или информационном секторе, носитель умеренных или либеральных взглядов.

Среднестатистический избиратель Дональда Трампа - это белый мужчина в возрастной группе от 40 лет, протестант, еженедельно посещающий богослужения, обучавшийся в колледже, проживающий в пригороде или сельской местности в семье с общим годовым доходом от $50 000 до $100 000, занятый в промышленности или сельском хозяйстве, умеренной или консервативной идеологии.

Таким образом, в потенциальной электоральной опоре двух претендентов ярко просматривается социальная поляризация, особенно в гендерной, расовой, возрастной и религиозной принадлежности избирателей. Следует понимать, что общая электоральная база обоих кандидатов будет довольно пестрой, однако Клинтон и Трамп ориентируются на весомую поддержку указанных избирателей  в предвыборной борьбе.

Данное предположение основано также на субъективных расчетах автора, в которые включены показатели рейтинга одобрения работы уходящего президента, численного доминирования в Конгрессе США за последние восемь лет той партии, которую он представляет, и  оценки роста экономики США в 2016 году.  Следует заметить, что указанный исход выборов зависит и от степени поддержки населением менее известных, но и менее дискредитированных кандидатов, выдвинутых от «третьих партий», — Гэри Джонсона (Либертарианская партия) и Джилл Стайн (партия «зеленых»), перспективы которых на данный момент составляют в среднем около 5% голосов избирателей.

 

Прогнозируемая успешная победа Клинтон на общенародном голосовании с перевесом почти в 15% голосов диссонирует с описанным выше рейтингом ее отрицательного восприятия американской общественностью. Однако, она вполне закономерна, учитывая, что Клинтон в целом воспринимается американцами как меньшее зло.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+