Бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон набрала голоса 2383 делегатов, таким образом став первой женщиной-кандидатом в президенты от Демократической партии. По предварительным опросам, Клинтон имеет хорошие шансы одержать победу в борьбе против республиканца Дональда Трампа на общих ноябрьских выборах. Ведущие американские СМИ отмечают, что выдвижение Клинтон — знаковое событие в движении за права женщин по всему миру. Кроме того, ряд экспертов подчеркивает, что ее победа станет стимулом для американских женщин, желающих играть более важную роль в общественно-политической жизни страны. Конечно, успехи Хиллари Клинтон не могут не вызывать уважения и восхищения. Однако справедливо и то, что мало кто из нынешних американских женщин-политиков может похвастаться мужем, который прошел политический путь от губернатора штата Арканзас до президента США. Более того, Клинтон далеко не первая женщина, которая добилась значительных успехов в политике.
Несмотря на то что конвенция о праве женщин на голосование была принята в 1869 году и Конституция уже предоставляла женщинам как гражданам страны избирательное право, цель ее выступления состояла в том, чтобы показать, что возможность голосовать — это не привилегия, возложенная государством на своих граждан, а конституционное право каждого американца. В своей речи она утверждала, что граждане мужского пола не имеют больше права лишать гражданина женского пола свободного, публичного и политического выражения мнения. Вудхулл также утверждала, что женщины принадлежат к определенным расам и, следовательно, согласно 15-й поправке, имеют избирательное право. Ее воля и сильный характер произвели на законодателей сильное впечатление, и Вудхулл получила право публично выступать.
Неудивительно, что Клинтон никак не реагирует на разные заявления о похожести с Вудхулл. Конечно, Виктория была первым лидером женского движения и стремилась уравнять права полов в Америке. В этом вопросе Клинтон можно считать ярким продолжателем ее дела. Однако Вудхулл позволяла себе расистские заявления. Она часто упоминала любимый аргумент белых женщин того периода: «Если черные мужчины имеют право голоса, то крайне несправедливо отнимать его у женщин». Ее знаменитая речь "Будто испытанный огнем" включает в себя более тонкий призыв для женщин, чтобы начать защищать свое «белое, англосаксонское происхождение». Но при более детальном анализе личностей Вудхулл и Клинтон становится ясно, как много общего они имеют.
quote_block node/282875Трудно сказать, верила ли в действительности Вудхулл в расовое превосходство белых американцев над черными. По этому вопросу мнения историков расходятся. Однако никто в американской научной среде не ставит под сомнение тот факт, что она была превосходным политическим конъюнктурщиком. Используя фактор расизма, Вудхулл добилась поддержки со стороны женщин из южных аристократических семей. Ее популярность среди южанок позволила заручиться поддержкой богатых фермеров. Однако, не получив от белых аристократов нужных ей ресурсов и поддержки, она радикально изменила свои взгляды и выступила за равноправие белых и черных.
В 1872 году делегаты новой «Партии равных прав» от двадцати двух штатов и четырех территорий пригласили Викторию Вудхулл выступить и поделиться своими взглядами по поводу радикальной платформы партии. Ее идеи равноправия, свободы любви и критика расизма пришлись по нраву лидерам нового движения. Партия выдвинула ее в качестве своего кандидата, чтобы бороться против действующего республиканца Улисса Гранта и демократа Хораса Грили. В день выдвижения в кандидаты ей было бы всего 34 года, несмотря на то что статья 2 раздела 1 Конституции требует, чтобы президенту было полных 35 лет в день, когда «он» вступит в должность. Таким образом, даже в случае потенциальной победы Конституция не давала ей права вступить в должность. Очевидно, что Виктория это понимала и для нее было важно оставить след в истории, приняв участие в кампании. Несмотря на то что Вудхулл не получила ни одного голоса, она навсегда осталась в американской истории как первая женщина — кандидат в президенты.
Другой известной женщиной-кандидатом была Маргарет Смит. Будучи первой женщиной, победившей на выборах в Палате представителей и Сенате, Смит развивала свою карьеру в качестве принципиального законодателя. Так, она смело осудила «маккартизм» (охота на коммунистов) в то время, когда другие боялись высказываться по этому вопросу. В 1957 году, после того как президент Дуайт Эйзенхауэр приставил голливудского актера Джеймса Стюарта для продвижения в бригадные генералы, Смит стала единственным сенатором, выступившим против решения президента-однопартийца. Почти 10 лет спустя она разозлила президента Ричарда Никсона, заблокировав предложенного им кандидата на должность верховного судьи. Стремясь показать свою жесткость и приверженность партийным идеалам, Смит последовательно выступала за агрессивную внешнюю политику. В 1964 году в женском Национальном пресс-клубе Республиканской партии она заявила о своем выдвижении на должность президента Соединенных Штатов.
Гораздо сложнее пришлось Ширли Чисхолм – первой темнокожей женщине-конгрессмену и кандидату в президенты. Попав в Конгресс, она получила место в комитете по сельскому хозяйству. Это было расценено как оскорбление, так как работа в этом комитете не способствовала решению проблем в ее округе. После многочисленных жалоб ее перевели в комитет по образованию и трудоустройству. В 1972 году Чисхолм объявила о своем выдвижении на пост президента от Демократической партии, заявив, что ни один из других кандидатов не представлял интересы чернокожих американцев. Ей удалось получить свое имя на 12 первичных избирательных бюллетенях, став известной не только в Нью-Йорке, но во всей стране. В съезде Демократической партии Чисхолм получила 150 голосов делегатов, что стало неожиданностью для всей Америки. Многие политтехнологи до сих пор не могут объяснить, как афроамериканской женщине со скромным послужным списком и скудным финансированием удалось получить 10% голосов партийного съезда. После ухода из Конгресса Чисхолм стала соучредителем Национального политического конгресса чернокожих женщин.
Хиллари Клинтон, как и Виктория Вудхулл, имеет репутацию политического перевертыша. Она многократно и резко меняла свое мнение по разным внутри- (иммиграция, здравоохранение) и внешнеполитическим вопросам (война в Ираке, «арабская весна»). Клинтон может, с одной стороны, выступать за права женщин, с другой – принимать щедрые взносы от фондов, связанных с Саудовской Аравией. Кроме того, для Хиллари Клинтон, как и для Маргарет Смит и Ширли Чисхолм, политика служит инструментом написания своей истории: жена губернатора — первая леди — первая женщина-сенатор от штата Нью-Йорк — кандидат в президенты — госсекретарь — первый единый кандидат-женщина от Демократической партии. Осталось триумфально войти в Овальный кабинет и вписать свое имя в американскую политическую историю.