Не знаю, в чьих интересах были куплены 48% «ВКонтакте». Но если это окологосударственные структуры или непрофильные инвесторы, то сделка, скорее всего, будет иметь негативные последствия не только для «ВКонтакте», но и для всей экосистемы Рунета. Инвесторы и менеджеры из других отраслей думают, что интернет-компанией можно управлять как нефтяной вышкой. Это не так. К тому же у них часто «кривая» мотивация: получить «комиссию» от конечных заказчиков, не развивать бизнес, а просто как-то порулить.
В IT своя специфика. Процессы здесь быстрее, чем везде, и если менеджмент непрофессиональный и медлительный, компанию очень быстро перегонят конкуренты и она станет никому не нужна. «ВКонтакте» и так в сложной ситуации — Facebook постоянно увеличивает количество фич, развивается и растет во всем мире — в том числе и в России. Если Дуров будет втянут во внутреннюю борьбу, то станет работать гораздо менее эффективно (а конкурент — все так же в полную силу). Вместо того чтобы развивать бизнес, он станет тратить время на всякую ерунду, и «ВКонтакте» начнет отставать от Facebook. Например, Rambler, который в свое время был самым популярным поисковиком Рунета, после того как в конце 1990-х в него пришли непрофессиональные инвесторы, а основатели, наоборот, разбежались, почти полностью потерял свои позиции на рынке. Просто сравните теперь «Яндекс», которым управляют его создатели, и Rambler.
Есть версия, что конечный заказчик сделки с «ВКонтакте» — окологосударственные структуры, которые хотят иметь влияние в интернете. Тогда единственный правильный выход для государства — действовать аккуратно и умно, сохранив контроль за основателями и менеджментом. Они не должны потерять мотивацию развивать проект. Пример — «Яндекс», который чуть не был куплен, но его основатели сумели сохранить бизнес, отдав «золотую акцию» Сбербанку. Сейчас он противостоит Google в России и на других рынках. А если бы потерял независимость, упустил бы рынок.
Сильный «ВКонтакте» тоже в интересах власти. Это одна из крупнейших наших интернет-компаний с выручкой около $150 млн. Она строит собственный интернет, и ей надо помогать расширить свой бизнес за пределы страны. Такие компании — форма влияния всего государства. Ослабляя «ВКонтакте», выживая его основателей, можно ослабить позиции российских технологических бизнесов в мире. В итоге так можно проиграть не только глобальный рынок, но и российский, который просто захватят Google и Facebook. С ними невозможно договориться в отличие от «Яндекса» и «ВКонтакте», которые существуют в российском правовом поле.
Было бы правильно, чтобы нынешние инвесторы разобрались в ситуации с «ВКонтакте» и дали компании и ее менеджменту нормально работать, не вмешиваясь в управление. Когда в The Guardian выходят статьи, где пишут, что чиновники в России берут под контроль интернет, — это плохой сигнал для всех: глобальных инвесторов, технологических компаний из России и самой страны. Технологическими компаниями должны управлять профессионалы, а государство не должно им мешать. Лучшая помощь от него — инвестиции в науку и образование, поддержание и развитие понятной и предсказуемой деловой среды в стране.