К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Недоверие и закон: что тормозит индустрию автопилотов?

Фото Volvo Group
Фото Volvo Group
Почему человечество не спешит отпустить руль и что может помочь развитию беспилотных технологий

Согласно исследованию Международной организации по предупреждению ДТП, порядка 90% дорожно-транспортных происшествий происходит в результате человеческой ошибки. Однако пока люди не отказываются от права сидеть за рулем. «Умные автомобили» по улицам уже ездят, автопилоты — пока нет. Как ускорить этот процесс и кто способен это сделать?

Три препятствия

Сегодня присутствие рулевого в автомобиле — обязательное условие вождения, согласно Женевской конвенции. Автопроизводители не спешат выводить на рынок свои решения, так как нет нормативной базы. Современное международное право не готово к натиску полностью автономного транспорта. Оно меняется медленно. Но я думаю, что такие страны, как США, Китай и Арабские Эмираты достаточно быстро внесут изменения. К примеру, в Арабских Эмиратах к 2030 году 20-30% муниципальных поездок будет совершаться автопилотами. И эти изменения вносятся на уровне законодательства. В Европе уже в следующем году, согласно докладу организации международных производителей автомобилей, пройдут первые государственные полевые испытания беспилотных автомобилей. В России о поддержке автономного беспилотного вождения со стороны правительства недавно говорил исполнительный вице-президент по инжинирингу ОАО "АвтоВАЗ" Харальд Грюбель. Если вопросом автопилота задаются на уровне государственной власти, это существенно приближает его внедрение в повседневную жизнь.

Второй сдерживающий фактор — стоимость автопилотов. Общим обозначением для всевозможных электронных ассистентов водителя, от круиз-контроля до полного автопилота, принято считать аббревиатуру ADAS - Advanced Driver Assistance Systems. Например, популярные на рынке автомобили Tesla обладают вторым уровнем ADAS по спецификации американского рынка, то есть большую часть времени вождения берет на себя автопилот, но в непредвиденных ситуациях ответственность на водителе. При этом стоимость такого автопилота крайне высока. Это сдерживает проникновение автопилота в автомобили среднего и низкого ценового сегмента. Например, для автомобилей корейских и японских автопроизводителей такая стоимость является просто неподъемной. Проникновение технологии будет расти с ее удешевлением. На удешевление будет влиять как появление большего количества поставщиков, так и изменение в подходе к ее реализации.

 

Последнее существенное препятствие – доверие к технологии. Человек управлял автомобилем более 100 лет, странно будет сразу же отказаться от своего суверенитета. При этом, отметим, что автоматический круиз-контроль с поддержкой задней дистанции тоже автопилот.  И никто сейчас не задается вопросом, насколько он безопасен: все привыкли. Вопрос доверия можно решить статистикой. Согласно статистике Tesla, автопилот более безопасен, чем вождение человеком. В июне этого года с автопилотом погиб первый водитель. Ни автопилот, ни водитель не заметили фуру светлого цвета на фоне яркого светлого неба, поэтому тормозная система не активировалась. Впервые человек погиб более чем за 210 млн км, которые проехали автомобили в режиме автопилота. Согласно мировой статистике, авария со смертельным исходом происходит примерно каждые 97 млн км.

Гонка началась

Разработка автоматизированных систем для автомобилей становится все более выгодной для инвесторов. По прогнозам BNP Paribas, рынок ADAS-систем и технологий автоматизации управления автомобилем вырастет с нынешних $6 млрд до $25 млрд в 2020 и $57 млрд в 2025 году. Аналитики Lux Research ожидают роста рынка ПО для автомобилей с $500 млн сейчас до $10 млрд в 2020 году и $25 млрд — в 2030-м. Помимо финансовых вливаний в системы и появления за счет этого большего количества решений произойдет качественное изменение автоиндустрии. Это связано с тем, что существенно сократится число аварий, что приведет к тому, что автопроизводители будут продавать меньше запасных частей, которые требуются в случае аварий. Для автовладельцев стоимость автомобиля однозначно вырастет, но при этом срок эксплуатации будет дольше.

 

Таким образом, совмещение двух этих тенденций будет вести к появлению большего количества OEM игроков, это видно уже сейчас. Например, в Китае, появилось более 100 новых автопроизводителей, которые планируют запуск автопилота. Но несмотря на зарождающийся мейнстрим, которым сегодня стали connected cars или «подключенные к смартфону автомобили», для автопилотируемого решения требуется наличие определенных компетенций и действительно конкурентоспособное решение.

Ключевой технологией экспериментального решения компании Bright Box является использование стереозрения в сочетании с передовыми алгоритмами компьютерного зрения на основе нейронных сетей. Использование глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) и высокой четкости (HD карты) в системе дает возможность полностью автономной работы автомобиля. Расширенные возможности технологий компьютерного зрения, такие как сверточные нейронные сети (CNN), в сочетании со стереоскопическим зрением, могут значительно повысить возможности самостоятельного вождения автомобилей. Технология дает возможность безопасного и надежного движения в режиме реального времени, обнаружения и объезда препятствий (автомобилей, пешеходов). Использование стереозрения (пара видеокамер, установленных на автомобиле) позволяет рассчитывать расстояние до объектов в поле зрения камеры. Таким образом, становится возможной оценка дорожной ситуации бортовым компьютером автомобиля также и в режиме реального времени. Так или иначе технологии новой разработки мы использовали в своей платформе Remoto Connected Car. Без наработанного опыта никуда.

Ускорить еще больше процесс разработки автономного вождения может только увеличение виртуального тестирования технологии и законодательные инициативы. Я думаю, что законодатели, скорее всего, сделают выбор в пользу постепенного отказа от власти человека над транспортом, и разработчики их поддержат.

 

Читать также: Транспорт. Венчур на колесах

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+