Транспорт. Венчур на колесах
Огромный грузовик Freightliner едва выехал на хайвей, как на приборной панели загорелась лампочка. Она сигнализирует о том, что водитель может включить автопилот: грузовик тогда сам будет регулировать скорость и выбирать траекторию движения. Разрешение тестировать свои грузовики с автопилотом на дорогах общего пользования компания Daimler получила в мае 2015 года. С тех пор разработкой собственных автопилотов занялись и другие производители грузовиков — Mercedes, Volvo Trucks и даже отечественный «Камаз». В сентябре 2016 года компания Uber вывела на дороги Питтсбурга беспилотные такси, чуть ранее аналогичный проект в Сингапуре запустила компания nuTonomy.
По данным Volvo Group Venture Capital, объем венчурных фондов, ориентированных на компании в сфере транспорта, в 2014 году составил $7 млрд — в четыре раза больше, чем в 2013-м. В 2015-м объем вырос еще в два раза, до $14 млрд. В апреле 2014 года экс-гендиректор телеком-компании «Скартел» (Yota) и бывший замминистра связи Денис Свердлов начал собирать фонд Kinetik. Сейчас его объем, согласно информации на сайте, составляет $500 млн. Инвесторов фонда Свердлов не раскрывает. Компанию Yota, которую возглавлял Свердлов, удалось удачно продать — ее совладельцы Сергей Адоньев и Альберт Авдолян получили почти $1,5 млрд от структур Алишера Усманова. Kinetik базируется в Лондоне и инвестирует в международные компании.
Публично объявленных инвестиций у Kinetik немного. Одна из первых — в британскую компанию Charge. Она разрабатывает гибридные грузовики, в которых обычные двигатели будут соседствовать с электрическими. «Такой подход позволит экономить в три раза больше топлива», — говорил Свердлов газете Financial Times. Сейчас электротяга — одно из самых популярных направлений в области технологий для транспорта. Например, стоимость производителя легковых электрокаров Tesla Motors, стартапа Илона Маска, сейчас превышает $30 млрд. Маск работает еще над одним проектом в сфере транспорта будущего — это сверхскоростной поезд Hyperloop, который тоже пользуется любовью у венчурных инвесторов.
Еще один проект Kinetik отвечает популярному тренду. Фонд Свердлова вложился в гонки беспилотных автомобилей Roborace: команды получат одинаковые автомобили, а преимущество будет достигаться за счет разработки собственных алгоритмов и технологий искусственного интеллекта. До полноценного использования автомобилей без водителей на дорогах еще далеко, но такие системы вовсю используют в логистике. Например, российский фонд Leta проинвестировал компанию RoboCV, которая делает автопилоты для складской техники. Такие погрузчики уже работают на одном из складов Samsung. А Volvo Trucks в сентябре 2016 года начала тестирование беспилотного грузовика в одной из шахт Швеции — автопроизводитель уверен, что это поможет оптимизировать логистику и повысить продуктивность. Вероятно, скоро такие грузовики появятся и на российских производствах — «Камаз» обещает запустить беспилотные грузовики в серию уже в 2022 году.