К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Импортозамещение топ-менеджмента: зачем нужны экспаты в управлении

Фото REUTERS / Yuya Shino
Фото REUTERS / Yuya Shino
Отказ от иностранцев в руководстве международных компаний ведет к однобоким, менее разнообразным подходам к принятию управленческих решений

Число иностранцев, занимающих управляющие позиции в международных компаниях на российском рынке, серьезно сокращается. Об этом свидетельствует исследование Спенсер Стюарт, проведенное в 2016 году. Так, если в 2012 году доля компаний, в топ-менеджменте которых присутствовало от 3 до 6 иностранцев, составляла около 50%, то в 2015 году таковых насчитывалось не более 30%. При этом средняя численность управленческой команды исследуемых корпораций составляет 12-13 сотрудников. Одновременно с 20% до 40% выросла доля компаний, где численность экспатов-топ-менеджеров не превышает 1-2 человека.

Основная причина этого процесса в том, что, начиная с 2014 года, совокупность экономических и политических факторов в России ведет к не только к нарастающей локализации производства всяческих товаров, но к «импортозамещению» управленческого таланта.

Почему это происходит?

 

Давайте заглянем в новейшую историю. Свободный рынок начал формироваться в стране сравнительно недавно: с начала 1990-х. Международные компании входили в Россию с целыми командами экспатов. До сих пор, по нашим исследованиям, более 90% СЕО и 70% финансовых директоров в российских подразделениях крупных международных компаний — экспаты. Но в последние несколько лет российские управленцы все чаще занимают и другие позиции, вытесняя экспатов.

В целом эту тенденцию можно было бы назвать позитивной. Ведь развитие управленческих способностей российских топ-менеджеров положительно сказывается на кадровом потенциале и конкурентоспособности страны. Но ускорять ее искусственно и доводить до экстремумов крайне опасно.

 

Во-первых, поколение российских менеджеров, которые выросли на западных практиках, еще только начинает работать на высоких управленческих позициях. Этим российским управленцам еще только предстоит доказать  свои способности управлять большими компаниями и быть адекватно воспринятыми в глобальных структурах, а российские подразделения международных компаний часто значимы и заметны на глобальном или региональном уровне. Поэтому для головных офисов критично назначать на такие ключевые позиции людей, в лидерских компетенциях которых они не сомневаются.

Вторая не менее, а в долгосрочной перспективе даже более значимая причина необходимости экспатов в руководстве — это подход к формированию управленческой команды, основанный на исключительной важности разнообразия (diversity), для эффективности приятия решений. Наиболее применимо это понятие сегодня к наличию женщин среди руководителей. Однако понятие разнообразия в управлении гораздо шире — это обеспечение широкой палитры опыта, коммуникационных стилей, способов анализировать и убеждать. В России еще не сформировалось достаточное количество топ-менеджеров, которые поработали бы за рубежом, накопили значимый опыт и вернулись обратно. Поэтому отказ от экспатов в руководстве международных компаний автоматически ведет к однобоким, очень «локальным», менее разнообразным подходам к принятию управленческих решений, что ухудшает их качество. Россия в этом не уникальна: ровно то же самое справедливо для любой другой страны, открытой глобальным рынкам.

Третья причина ценности экспатов кроется в культуре. Любой международной компании важно обеспечить единство своей, особенной и очень важной для успеха бизнеса, корпоративной культуры в каждой стране присутствия. Важно, чтобы например компания Coca-Cola везде была именно Coca-Cola, а Nissan везде был именно Nissan. Это можно осуществить только через мобильность сотрудников, которые, собственно, и являются носителями культуры. А это значит, что в руководстве компаний на уровне страны должны присутствовать иностранцы. Экспаты-руководители обеспечивают необходимый уровень проникновения глобальной культуры компании, помогая избежать возникновению «капсулированных» локальных культур. То же самое на самом деле надо учесть и Российским компаниям при международной экспансии.

 

И наконец, иностранные руководители компаний на локальном уровне служат залогом сильной кадровой политики компании — по двум основным причинам. Первая: они привлекают локальные таланты. Анализ мотивации российских специалистов показывает, что они больше стремятся работать именно с западными управленцами, это до сих пор ощущается как более престижная работа. Вторая причина: экспаты часто являются более ценными и способными профессиональными и карьерными наставниками, они уделяют больше внимания развитию людей.

Таким образом, в стремлении к локализации управленческих команд иностранных компаний главное не перестараться. Чрезмерная зацикленность на локализации ухудшит качество управления и ослабит корпоративную культуру международных компаний в России. И в конечном счете замедлит скорость развития российского управленческого таланта и его конкурентоспособность на глобальном рынке. Поэтому мы рассчитываем, что экспаты долгое время будут неотъемлемой частью ландшафта нашего рынка, а их замена на российских менеджеров произойдет исключительно эволюционным путем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+