Бриллианты — не лучший инвестиционный инструмент, но хороший способ сохранения капитала. Камни интересны, когда инвесторы уходят от рисков. Они медленно растут в цене, их продажа связана с большими потерями на комиссиях, но именно их проще всего сохранить, спрятать, вывезти из страны. Но могут ли быть привлекательны эти активы после того, как банки начали вводить отрицательные и нулевые ставки по депозитам и облигациям?
Бессмысленно рассматривать в качестве инвестиций бриллианты и изделия из ювелирного магазина (они становятся на 20–25% дешевле сразу после покупки). Обычно для вложений применяют наиболее стандартные бриллианты — формы round, лучшие по качеству D, IF. Как они чувствовали себя в последние 10 лет? Доходность инвестиций в качественные мелкие круглые бриллианты самого популярного размера (около 0,5 карата), используемые в массовом производстве ювелирных украшений (вроде свадебных колец, продаваемых в США сотнями тысяч в год), не изменилась за 10 лет, а с учетом инфляции вообще отрицательная.
Чуть лучше ситуация с бриллиантами в один карат — они подорожали за 10 лет на 20% (и стоят вдвое больше за единицу веса). Причина в том, что ни ювелирные компании, ни инвесторы не создают запасов этих камней, поэтому они обладают важным фактором инвестиционной привлекательности — невозобновляемостью. Крупные бриллианты (более 3 карат) накапливаются у конечных потребителей и инвесторов, иногда возвращаются в оборот. Их производство крайне ограничено из-за того, что они редко встречаются при добыче. Поэтому камни размером в 5 карат не только заняли лидирующие позиции (см. график) по росту цен за 10 лет после золота, но и избежали резких провалов цен, характерных для золота и акций. Золото выросло в цене более чем на 130% с 2006 по 2012 год, став главным инструментом ухода от риска. В период низких ставок с 2013 по 2015 год цена золота снизилась почти на 40% на фоне роста рисковых активов: индекс Dow Jones вырос на 30%, NASDAQ — на 50%.
Почему камни в 3 карата отстали от 5-каратных и мелких бриллиантов? Общество во всем мире сильно расслаивается по доходам — все больше денег у все меньшей доли населения. Денежная масса «утилизируется» в том числе и через накопление золота и бриллиантов.
Этот процесс заметнее на примере цен на крупные и уникальные (цветные) камни. В 2000-м цена сделок за один карат качества D, IF составляла от $30 000 (камни 5 карат) и до $48 000 (15 карат). Уже в 2008 году, перед началом кризиса финансовых рынков, цены сделок с бриллиантами в 5 карат доходили до $100 000 за карат, а для камней в 10–15 карат — до $140 000–160 000. Пик сделок и цен наступил через шесть-девять месяцев после начала кризиса. Потом цены на крупные камни непрерывно снижались, хотя и оставались выше, чем перед кризисом и пиком финансового пузыря: снизились до $125 000 для камней в 10 карат и до $150 000 — для 15 карат. В то же время оценить ситуацию на рынке бриллиантов непросто, указанные цены индикативны и отражают «среднюю цену всех известных сделок» (цены крупных камней часто не озвучиваются). При высоком спросе оптовые цены резко подскакивают, при слабом — скидки могут достигать 20-25%.
Что будет с ценами дальше? Период в отрасли непростой: импорт бриллиантов в США снизился более чем на 10% в 2015 году и, скорее всего, снизится в 2016-м. Экспорт из Индии и Бельгии (где развита индустрия огранки) упал на 10-12% в 2016 году и продолжает сокращаться. Спрос на камни низкий, цены близки к пятилетним минимумам. Исключение — редкие цветные бриллианты, их цены измеряются миллионами долларов за карат.
Вполне возможно, что при серьезных потрясениях на финансовых рынках произойдет скачок цен на крупные стандартные камни, как в 2008 году. Цены крупных бриллиантов не только устойчивы при кризисе, но и могут достигать пика при панике из-за ненадежности банков, конфискационных планов правительств, угрозы резких изменений в политике и революций. Политические потрясения оказывают влияние на рынок: люди начинают продавать собственность и вывозить имущество в виде бриллиантов. Рост цен подстегивают проблемы банков еврозоны — инвесторы могут переводить часть активов в камни на фоне падения ставок. Спрос на камни могут увеличить турецкий фактор, вероятное ужесточение валютного контроля в России, новые санкции против российской элиты. А уж в случае любых потрясений в Китае и бегства оттуда капитала скачок спроса на крупные бриллианты неизбежен.