К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дорогие ошибки: девять уроков психологии от венчурного инвестора

Фото Andrea Pistolesi / Getty Images
Фото Andrea Pistolesi / Getty Images
Почему решения о вложениях в стартапы так часто оказываются неверными

Бизнес-школа Калифорнийского университета в Беркли. Аудитория заполнена необычными студентами: инвесторами с многолетним опытом, менеджерами корпораций и даже государственными чиновниками, отвечающими за инновации. В общей сложности 70 человек из 23 стран мира. Джерри Энжел – профессор, предприниматель и венчурный инвестор — сминает 100-долларовую купюру и обращается к притихшему залу: «Вы осознаете, что пришли учиться вот этому — сжигать деньги?»

Венчурное инвестирование — очень рискованная сфера деятельности. До 95% стартапов не выживают, а уж единорогов, компаний с капитализацией больше миллиарда долларов, принесших своим инвесторам целые состояния, в мире всего около сотни. Почему, зная, что большая часть их вложений сгорит, инвесторы по-прежнему считают эту сферу перспективной? И главное, как повысить свои шансы на успех? Как показывает практика, знаний, полученных в лучших бизнес школах мира, в моем случае, в Сколково, Гарварде и Беркли, может оказаться недостаточно.



Инвестиция в стартап — это не только знания и системный подход. Важная составляющая — умение отделить рацио от эмоций, увидеть суть за презентацией, людей за отрепетированными питчами, не совершить ошибок, к которым нас подталкивает наш собственный мозг. Негативно повлиять на качество принятия инвестиционных решений могут ментальные ошибки. Разберем их.



1.    Лотерейное сознание

Многим венчурным инвесторам свойственно пренебрежение вероятностью наступления события, так называемое «лотерейное сознание». Наше мышление тысячелетиями развивалось, не имея никакого представления о вероятности, и сегодня пытается пренебречь ею, упростив путь принятия решения. Как показывают многочисленные психологические эксперименты, вероятность – это не то, что мы понимаем интуитивно: требуется время и усилие, чтобы заставить себя принять ее во внимание. Большинство людей предпочтут один из миллиона шанс получить 1 000 000  шансу получить  1000 при вероятности один к десяти. Мозг фиксируется на размере выигрыша, а вероятность его получения не берется в расчет. К тому же, нам кажется, что именно мы знаем и чувствуем лучше других, какой из проектов приведет нас к финансовому успеху и это связано с другим известным феноменом, о котором ниже.



2.    Эффект Даннинга-Крюгера

 

Большинству из нас свойственно переоценивать собственные когнитивные способности, причем чем меньше мы знаем о предмете, тем зачастую выше наша самоуверенность. В психологии это известно как эффект Даннинга-Крюгера, мета-когнитивное искажение. Обратная сторона этого эффекта — когда люди квалифицированные проявляют неуверенность и считают, что уровень квалификации других значительно выше, чем он есть на самом деле. И это тоже нередко приводит к плачевным последствиям.

Хорошо понимая свои личные ограничения, я непрерывно учусь. Да и не боюсь признаться в том, что во многих других областях обладаю набором лишь поверхностных общих знаний. Так может быть, стоит быть скромнее, отодвинуть свое мнение и опереться на мнение большинства, благо некоторые проекты собирают достаточно голосов настоящих экспертов?



3.    Социальное подтверждение и групповое мышление

 

Менее комплементарно социальное подтверждение называют стадным чувством. Уолтер Липман писал: «Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много».

Человек — социальное животное. Нам нравится быть как все, чувствовать себя причастными к племени, группе. В инвестиционных решениях я всегда стараюсь думать самостоятельно, но меня подстерегает другая опасность — я абсолютно уверен, что долгосрочные взаимовыгодные отношения важнее каждого отдельного решения. Так как же избежать конформизма, опасного для проекта? Для меня это вопрос открытости в диалоге, способности договариваться, и здорового баланса между сохранением отношений и достижением цели. Тем не менее идти против консенсуса и мнений экспертов не так просто, ведь конформизм — проявление наших самых первобытных инстинктов. Такое поведение связано с нейромедиатором окситоцином, оказывающим мощное влияние на психоэмоциональную сферу человека.  Еще одна причина уверенности в том, что мы делаем правильный выбор — нас чаще всего окружает лишь позитивная информация о проекте.



4.    Каскад доступной информации

«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой», – говорил Геббельс. Но, каким бы успешным ни был проект в области PR, это не делает его автоматически успешным бизнесом. По разным причинам, многие проекты оказываются на виду, выигрывают конкурсы, становятся героями замечательных статей в лучших изданиях, но все это совсем не является гарантией кратного возврата сделанных в них инвестиций. Проекты, создающие на ранних стадиях много информационного шума, редко привлекает моё внимание, несмотря на то, что среди них есть и первоклассные. Слишком высока вероятность, что проект привлечёт достаточно денег от тех, кто не задумывается об этой ловушке, и окажется неоправданно дорогим для входа.

 

Хорошим решением может стать самостоятельный поиск проектов и изучения информации о них не только в таких источниках, как пресса и списки призеров стартап шоу. Правда и это не всегда спасает, потому что из любой доступной информации мы зачастую умудряемся извлекать только подтверждения нашей инвестиционной гипотезы.



5.    Предвзятость подтверждения и селективное восприятие

Мы бессознательно стараемся избегать любой информации, которая может заставить нас усомниться в правильности нашей позиции. Чтобы избавиться от конфликта, мы бессознательно ищем те точки зрения, которые уживаются с нашими взглядами. Психолог Фредерик Скиннер назвал это явление когнитивным диссонансом. В процессе принятия решения об инвестировании придется заставить себя поконфликтовать со своим сознанием и вместо поиска подтверждений своей точки зрения на перспективы проекта задаться целью искать ту информацию, которая свидетельствует об обратном. Тут, как нельзя более кстати придутся навыки критического мышления. И для того, чтобы увидеть вещи в новом свете, стоит посмотреть на неуспешные проекты в целевой области.



6.    Ошибка выжившего

Эту логическую ловушку обнаружили в США еще во времена Второй Мировой войны, но попасться в нее совсем не трудно и в мирное время. Для того, чтобы улучшить защиту самолетов, инженеры стали изучать вернувшиеся из боя аппараты и обнаружили множество пробоин на крыльях и хвосте — эти части и было решено укреплять. На первый взгляд все выглядело абсолютно логично но, к счастью, статистик Абрахам Вальд заметил ошибку. Самолеты, поврежденные в других местах, попросту не вернулись. Если 95% стартапов не выживают, можно себе представить, что информации о таких не вернувшихся с поля боя венчурных самолетах должно быть предостаточно и она может оказаться куда поучительнее, чем общедоступные истории успеха. Интернет — настоящее кладбище несостоявшихся проектов в любой области, найдите контакты и попросите предпринимателей поделиться с вами так дорого доставшимся опытом. И поверьте, в большинстве случаев, они готовы будут рассказать вам свою историю даром. Кстати, об историях.



7.    Предпочтение историй анализу

Нам нравятся истории со связанным сюжетом, мы так устроены. Истории помогают нам объяснить, понять и интерпретировать окружающий нас мир. Современная система обучения построена во многом на историях, мы их лучше  понимаем и запоминаем. По последним нейроисследованиям, в нашем мозгу происходит настоящая цветомузыка, когда весь мозг участвует в переваривании хорошего, эмоционально заряженного сюжета. То же самое происходит и в случае, когда история, рассказанная основателями проекта, цепляет нас за душу. Нам очень хочется верить, и у нас формируются ожидания позитивного результата, так хорошо укладывающегося в логику повествования. Но лучше вернуться на грешную землю из полета фантазии, иначе болезненное падение почти неминуемо. Все же придется попросить предоставить скучные данные для анализа, что должно помочь или поверить в историю, или пойти слушать других рассказчиков. Правда, озвученные кем-то цифры имеют один недостаток — они часто застревают в нашем мозгу, как якоря.



8.    Эффект якоря

Доказано экспериментами, что любые высказанные первыми в процессе переговоров цифры создают прочные основания для дальнейшего обсуждения. Профессор по переговорам бизнес-школы Сколково Моти Кристалл советует всегда первым делать любое предложение. Венчурный инвестиции — это область неэффективного рынка, и в отличии от публичного рынка акций, оценка проекта — всегда вопрос переговоров. Стоимость компании на ранних стадиях опирается больше на отраслевые и местные стандарты, чем на весьма условные прогнозы по финансовой модели самой компании.



9.    Ошибка планирования

 

Предприниматели, как и все мы, имеют тенденцию значительно недооценивать время и ресурсы, необходимые для решения той или иной задачи и переоценивать свою способность предвидеть будущее. Классическим примером этой распространенной ошибки служит Сиднейский оперный театр - здание, не похожее ни на одно другое в мире. Проект в целом трудно назвать провальным, театр признан одним из выдающихся произведений современной архитектуры. Но планировалось, что строительство займет четыре года и будет стоить 7 миллионов долларов, а строился он четырнадцать лет и обошелся в 102 миллиона. Избежать подобных ошибок при планировании  полностью не получится, но частично нивелировать последствия помогает скромное отношение к своим и чужим возможностям предсказывать будущее.



Это только 9 из длинного листа разнообразных ловушек, в которые мы попадаем, принимая любое решение, и инвестиционные решения, увы, не являются исключением.



Джордж Дворский писал: «Мозг человека способен производить 1016 операций в секунду, что делает его гораздо более мощным, чем любой компьютер, существующий в настоящее время. Но это не означает, что наш мозг не имеет серьезных ограничений. Мы подвержены когнитивными искажениям, раздражающим сбоям в нашем мышлении, которые заставляют нас принимать сомнительные решения и приходить к ошибочным выводам». Так что, принимая решение об инвестициях, помните о ментальных ловушках.



Еще один совет, как минимизировать ошибки — дайте себе чуть больше времени на спокойное обдумывание и анализ.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+