К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллионы, подсевшие на клик

Миллионы, подсевшие на клик
Доза новой информации вызывает привыкание. Как возникает компьютерно-мобильная зависимость?

Знаменитый психолог Беррес Фредерик (БФ) Скиннер прославился вслед за Иваном Павловым тем, что исследовал способы приучения животных к тому или иному непроизвольному поведению. Ему удалось научить голубей, помещенных в камеру его имени, клевать кнопки в определенной последовательности — поощряя их едой.

Проживи Скиннер на 20 лет дольше, он был бы сейчас самым самодовольным психологом на планете. Повсюду, куда ни брось взгляд, — в домах, офисах, машинах, на мостовых и в автобусах, на пляжах и в кроватях — он увидел бы людей, прилипших к своим смартфонам. «Я же говорил», — сказал бы он с удовлетворением.

Благодаря Скиннеру принято считать, что животных, включая человека, можно научить повторять какое-либо действие снова и снова. Достаточно предложить весомое вознаграждение. Оказывается, мозг — это склад призов-нейромедиаторов, многие из которых действуют не хуже самых сильных наркотиков.

 

Ирвинг Бидерман, нейрофизиолог из университета Южной Калифорнии, обнаружил, что демонстрация подопытным неоднозначных картинок, нуждающихся в интерпретации («эти люди злятся друг на друга?»), повышает уровень медиаторов счастья в мозгу куда больше, чем показ статичных и неинтересных изображений. Судя по всему, мозг жаждет информации, пригодной для анализа, и готов вознаграждать нас за нее, выделяя природные опиаты.

Самый хороший источник постоянно обновляющейся информации — это, конечно, компьютеры и вычислительные устройства. Неудивительно, что буквально в одночасье активные профессионалы, не замечавшие за собой прежде склонности к зависимости, стали заложниками своих BlackBerry.

 

На что же они подсели? Их жены сказали бы: на электронную почту. Однако я полагаю, на куда более базовую, необычайно сильную и плохо изученную биологическую цепочку обратной связи, обусловленную связью между нажатием на кнопку и изменением картинки на экране. Эта зависимость приходит в современную жизнь вместе с телевизионными пультами, мобильными телефонами и теперь — айпадами. Возьмите в руки сотовый телефон или даже компьютерную мышь, и первым вашим порывом будет кликнуть на что-нибудь.

Именно поэтому концентрация внимания в интернете так низка, а привычка к чтению умирает. Несколько минут — и вы уже тянетесь к кнопке за новой порцией какого-нибудь наркотика. Стоит ли удивляться, что дети предпочитают книгам и даже фильмам видеоигры?

Доктора Скиннера это вряд ли бы удивило. Теория наркотических медиаторов многое объясняет в поведении пользователей сотовых телефонов. Например, привычку проверять почту, зайдя в лифт, через 45 секунд после предыдущей проверки.

 

Та же теория объясняет популярность некоторых мобильных приложений, например Foursquare. Эта программа использует способность смартфонов определять свое местоположение, чтобы предлагать пользователям нехитрые интеллектуальные задачки — вроде тех, которыми мы занимаем детей, чтобы немного от них отдохнуть. В Foursquare можно получить наградную звезду, например за посещение кофейни Starbucks в каком-то определенном районе. Такие игрушки и обеспечили успех Foursquare.

Не исключено, что люди собирают звезды в Foursquare потому, что обмен информацией с друзьями отвлекает их от стресса и доставляет невинное удовольствие. Но может быть, все куда серьезнее. Может быть, пора начать рассматривать компьютеры, особенно мобильные, как систему впрыска нейромедиаторов, силу которой мы даже не способны до конца осознать, — точно так же, как мы уже рассматриваем сигареты.

Не верите? Подержите телефон в руке, не нажимая на кнопки или тачскрин. Очень скоро ваши пальцы начнут дрожать, лоб вспотеет, вы станете ерзать на стуле и нервничать. Это называется синдром отмены, или попросту ломка.

А теперь нажмите на что-нибудь. Стало лучше?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+