К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экономика идей. Новые тренды развития

Фото REUTERS / Athit Perawongmetha
Фото REUTERS / Athit Perawongmetha
Благодаря возможностям современных технологий успешная бизнес-идея может легко масштабироваться и охватывать все мировые рынки

Современный мир очень быстро меняется, и в авангарде развития экономики становится нестандартная идея (взрывающая старые представления — disruptive), научные разработки и исследования, искусственный интеллект, инновационные технологии и глобализация рынков.

По итогам 2015 года списки лидеров возглавили компании, модель бизнеса которых построена на основе новых технологий, научных разработок и конкурентных преимуществ: Apple ($586 млрд), Google ($539 млрд) и Microsoft ($451 млрд), в то время как сырьевой гигант Еххоn Mobile впервые с 1999 года закончил 2015 год, покинув тройку мировых лидеров (по данным The Wall Street Journal) с текущей капитализацией $363 млрд.

Те же тенденции происходят и в российской экономике, сырьевой рынок перестает расти. «Газпром», компания, которой в 2006 году удалось ворваться в список мировых лидеров с капитализацией более $360 млрд, к 2015 году потеряла в весе более чем в 7 раз и теперь стоит  $50 млрд. Но компании нового экономического поколения не спешат возглавить российские рейтинги.

 

Многие созданные в России идеи по-прежнему ищут поддержку и возможности финансирования на западных рынках. Например, российский частный производитель космических спутников Dauria Aerospace в 2015 году был вынужден привлечь на развитие проекта $70 млн от китайского инвестиционного фонда Cybernaut, в то время как американская компания SPACE X полностью развилась благодаря финансированию за счет государственного бюджета США, грандов и субсидий, выделяемых на развитие бизнеса. Space X получил контракты от NASA и ВВС США на $5,5 млрд.

Как же обстоят дела с развитием новых идей в России?

 

В России в период кризисов, вызванных ослаблением сырьевых рынков, особо острой и актуальной становится проблема отсутствия альтернативных развитых и устойчивых секторов экономики, что одновременно с рядом других факторов формирует негативный инвестиционный климат не только со стороны западных, но и со стороны российских инвесторов — так, в период кризиса только с 2014 по 2016 год из России «сбежало» более 210 млрд долларов США.

В нашей стране как раньше, так и сейчас появляются новые интересные бизнес-идеи, нестандартные инновационные разработки. Но какие же преференции государство может предложить инвесторам, решившим вложить деньги в новые проекты в России? Какие налоговые льготы могут получить российские и иностранные инвесторы для создания нового бизнеса в инновационном сегменте в России?

К примеру, американское правительство субсидирует 30% стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счет налоговых льгот и субсидий. А в Израиле и Швейцарии государство финансирует научные разработки и стартапы, основанные на них через систему грантов.

 

В международном рейтинге конкурентоспособности, ежегодно публикуемом Всемирным экономическим форумом в сфере инноваций, лидируют Швейцария, Финляндия и Израиль.

В Израиле 5% ВНП тратится на научные исследования (для сравнения: в России — чуть более 1%). R&D-центры Израиля начинают интересоваться молодыми специалистами еще в процессе их обучения, финансируя лаборатории при институтах, заказывая студенческим группам различные исследования и привлекая наиболее талантливых к работе в своих рядах на неполную занятость. 70% экспорта Израиля — это новые технологии.

Особенностью Швейцарии является то, что в стране на уровне кантона легко получить льготы по налогам, если регион заинтересован в вашем проекте. Такое взаимодействие осуществляется на уровне Агентства экономического развития. Помимо налоговых льгот компании могут рассчитывать также на льготное кредитование — до 2/3 от стоимости проекта, а также на выделение грантов на НИОКР и обучение персонала.

В нашей стране «плодородная почва»: инвестиционная инфраструктура и государственная политика, законодательная и налоговая системы, направленные на поддержку малого бизнеса и, в частности, стартапов в перспективных сегментах экономики и науки, требует доработки. Что же мешает нашим соотечественникам, стартапы которых взлетают в других странах, делать такие же бизнесы в России?

Сейчас наконец-то у нас начали появляться венчурные фонды и бизнес-инкубаторы, но при отсутствии благоприятного инвестиционного климата они не могут быть такими же эффективными, как аналогичные иностранные институты. Например, в Китае на базе технологического центра, находящегося в северо-западной части Пекина — Чжунгуаньцунь,  создается 49 стартапов в день.

 

Благодаря такому большому количеству разработок между ними создается высококонкурентная среда. Каждая компания стремится максимизировать свой потенциал, и наличие соперников способствует его реализации, заставляя выкладываться по полной. Это является одним из важных условий роста любой экономики. Поэтому неудивительно, что из этой IT-колыбели вышли такие технологичные гиганты, как Xiaomi Corp — крупнейший китайский производитель смартфонов, а еще интернет-гигант Alibaba.

Другой удачный пример: благодаря новой бизнес идее и привлеченным инвестициям от венчурных фондов оценочная стоимость компании Uber, созданной в «Кремневой долине» в 2009 году и принципиально изменившей бизнес-модель такси за счет современных технологий, сегодня составляет более $62 млрд.

Таким образом, для выхода на новый уровень государству необходимо определить приоритетные отрасли развития экономики (кроме сырьевой) и создать:

  • высокую конкуренцию между стартапами (чем больше разработок в одном направлении, тем лучше селекция);
  • систему эффективных бизнес-инкубаторов;
  • эффективную систему образования в вузах;
  • аналогичное развитым странам и достаточное финансирование молодых ученых в перспективных сферах науки;
  • преференции для венчурных фондов, инвестирующих в российские стартапы в приоритетных отраслях экономики;
  • ощутимые налоговые льготы и налоговые каникулы как для компаний, так и для инвесторов, инвестирующих в инновационные проекты;
  • выделение крупных государственных грандов и субсидий;
  • обеспечить единые и четко регулируемые правила для всех инвесторов, которые позволят планировать свой бизнес на много лет вперед.

В результате маленький стартап, построенный на нестандартной идее, будет иметь равные возможности конкурировать с большой компанией, и если такой бизнес вырастает в результате честной конкуренции в большую компанию, то она также будет конкурентна и на глобальных рынках. Поскольку пройдя необходимые стадии роста, когда идея создана и она заработала благодаря новым технологиям и стала востребованной благодаря спросу на внутреннем рынке и привлеченным инвестициям, — самое время масштабировать ее на другие страны и глобализировать бизнес-процессы, тем самым увеличивая во много раз обороты компании. Триумфальным для успешной бизнес-модели становится выход на глобальные рынки.

 

Благодаря возможностям современных технологий и интернету новые бизнес-модели уже не привязаны к определенному географическому региону, и поэтому успешная бизнес-идея может легко масштабироваться и охватывать все мировые рынки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+