Из-за кризиса на рынке сервиса сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, снижая издержки, основные клиенты сервисных компаний – ретейлеры и рестораны – за последние два года резко сократили расходы на ремонт оборудования (холодильников, кондиционеров, систем отопления и т.д.), и в этом сегменте рынок существенно сжался. С другой стороны, бизнес стал экономить на покупке нового торгового оборудования. Вместо этого он все чаще предпочитает восстановленное, в котором полностью заменены «внутренности», обновлен, перекрашен и по-новому забрендирован корпус. Этот тренд уже привел к возникновению целого растущего рынка реновации оборудования. Сервисные компании, сумевшие встроиться в этот рынок, не только компенсировали потери из-за падения спроса на ремонт, но и активно увеличивают обороты. Их клиенты, в свою очередь, экономят до половины от стоимости закупки нового оборудования. Для крупных сетей и производителей напитков это сотни миллионов рублей в год.
За последние два года компании, производящие напитки (молоко, пиво, безалкогольные напитки и т.д.), урезали расходы примерно на 30%. Первое, что подпадает под оптимизацию, – это логистика и сервис. Как следствие, рынок ремонта оборудования ощутимо просел.
В первую очередь речь о холодильниках, которых только у производителей напитков по стране насчитывается более 1 млн, об уличной мебели, шатрах, павильонах, летних зонтах и т.д. А вот бизнес по восстановлению вентиляционных систем или кондиционирования, например, менее привлекателен, так как в этом сегменте цены новой продукции столь низкие, что восстанавливать старую не имеет смысла.
На отечественном рынке уже работает несколько крупных компаний, которые скупают торговое оборудование, в том числе холодильники, прослужившие пять и более лет, и на собственных производственных мощностях снимают с них все старое, восстанавливают битые корпуса, моют, перекрашивают под конкретного заказчика и ставят новые холодильные системы.
В связи с кризисом и падением доходов населения сейчас закрывается и банкротится множество ресторанов и кафе, поэтому зачастую «бэушные» холодильники и кондиционеры выбрасываются на вторичный рынок практически за бесценок. Но после восстановления такое оборудование появляется уже в новых заведениях общепита, как правило, в регионах, но иногда и в Москве.
Восстановленным оборудованием уже интересуются многие производители напитков (частично реанимируют свое оборудования такие компании, как «Балтика», «Очаково», Heineken, Coca-Cola, Danone, RedBull), а сейчас в сторону реновации смотрят и крупные ретейлеры.
По моим оценкам, спрос на услуги сервисных компаний будет расти еще два-три года, хотя уже сейчас он превышает предложение. Потенциальный объем этого рынка оценить трудно, но в масштабе страны это миллиарды рублей в год. У одной только «Пятерочки» около 6300 магазинов. Предположим, что в каждом магазине по пять холодильников (на самом деле во многих больше, а с учетом холодильных витрин для колбас и т.п. – в несколько раз больше). Если новый холодильник стоит 25 000-45 000 рублей, то стоимость обновления всего «парка» холодильников этой сети составляет от 800 до 1,5 млрд рублей, и так каждые пять лет. Реновация холодильников сэкономит их владельцам до половины от этой суммы.
Популярным запросом со стороны торговых сетей стало брендирование холодильников по их собственному дизайну. Если раньше магазины пестрели от холодильников разных марок, то сейчас сети стараются оформлять свои магазины в едином стиле.
Наибольший рост рынок реновации оборудования показывает летом, в пик сезона, в центральной и особенно в южной части России. Это связано, во-первых, с климатическими условиями, а во-вторых, со спецификой местного законодательства: холодильники можно использовать снаружи помещений далеко не во всех регионах.
К сожалению, свободную нишу на рынке восстановления стали активно заполнять и так называемые «гаражные» сервисы, когда в полуподпольных условиях, иногда буквально в старом гараже, предприимчивые люди моют или в лучшем случае перекрашивают старое оборудование, чтобы продать его на рынок как восстановленное. От такой конкуренции страдают не только крупные сервисные компании, но и их клиенты, и производители холодильников.
Сегмент бытовых товаров рынку реновации пока не интересен: стоимость восстановления бытовых холодильников или телевизоров сопоставима с ценой новых отечественных или китайских товаров. Поэтому сетям вроде «Эльдорадо» или «М.Видео» приходится самим продавать с большим дисконтом остатки, возвраты, помятую или восстановленную технику. Но практика показывает, что продаются такие товары плохо: наши покупатели скорее возьмут кредит, но купят в дом новое. Как следствие, сетям приходится за копейки отдавать невостребованный товар утилизаторам.
В отличие от бытовой техники, гигантский потенциал у рынка ремонта домашней мебели. Сейчас этим в меру своих способностей занимаются сами домохозяйства или — в лучшем случае — «мастера на час». Очевидно, что услуги профессиональных компаний будут востребованы. Это могут быть специальные службы в рамках крупных торговых сетей вроде IKEA или «Леруа Мерлен: мастер, приехавший в квартиру собирать новый шкаф, может одновременно починить или отреставрировать и всю сломанную мебель. В этой сфере может возникнуть вполне самостоятельный рынок, и названия компаний, пришедших на него первыми, будут широко известны.