Послание президента: комментарий экономиста
В этом году послание президента федеральному собранию готовилось по новой технологии — на основе отзывов граждан на сентябрьскую статью Медведева «Россия, вперед!» А в силу того, что и статья была в определенной мере ура-патриотическая, и отзывы, по-видимому, были патриотическими, послание с первых фраз отличается изрядной степенью популизма. Здесь и обретение страной статуса мировой державы, и престиж Отечества, и умаление достижений эпохи Ельцина, и усиленное подчеркивание успехов социалистического прошлого.
Экономическая часть послания производит грустное впечатление. Можно только порадоваться тому, что президент признает: ключевая причина значительнейшего спада в экономике — внутренняя, а не внешняя. Однако, с моей точки зрения, названные президентом внутренние причины — унизительная сырьевая зависимость, привычка жить за счет экспорта, стремление наших бизнесменов торговать импортными товарами, а не производить свои, позорно низкая конкурентоспособность нашей продукции — это не причины, а следствия. Фундаментальная причина — слабость российской власти и отсутствие у нее знаний и умений для проведения взвешенной и эффективной экономической политики. Единственное достижение последних лет — накопленные резервы, которых почти хватило, чтобы справиться с первой волной кризиса. А что будет, если пойдет вторая?
Анализ антикризисных мер правительства оставляет много вопросов. Президент упоминает прямую помощь предприятиям в объеме, превышающем триллион рублей. Неясно, на какую чашу весов этот факт положить — заслуг или провалов? Какой эффект ожидается от этой помощи? Не придут ли через полгода за следующим триллионом? И торговые барьеры попросят еще сохранить. Лоббисты могут быть уверены в том, что правительство не откажет: только что весь мир видел, как продлили действие высоких пошлин на автомобили.
Среди мер, которые правительство продолжает использовать для преодоления кризиса, президент отмечает и адресную помощь для переезда к новым рабочим местам, и поддержку в открытии малого бизнеса, и стимулирование частного спроса. А вот в целесообразности инфраструктурных инвестиций президент сомневается, пока не изжита коррупция и процветает практика откатов. С точки зрения здравого смысла это очень странно. Государство не стесняется помогать открывать малый бизнес, а инвестировать в строительство дорог, коммуникаций, логистических сооружений — это непозволительная роскошь? А то, что помогут-то не любому малому бизнесу, а родственному, или тому, кто заплатит, — это ничего?
В чем роль государства
Государство должно не помогать малому бизнесу, оно должно прекратить ему мешать. Малый бизнес жалуется не на отсутствие государственной помощи, а на неравную конкуренцию, засилье чиновников, частое изменение законодательства. Если государство свернет инфраструктурные проекты, кто будет их реализовывать? Никто. Обязанность государства — обеспечить ускоренные темпы развития инфраструктуры. Без нее ни модернизации, ни хоть какого-то устойчивого развития не будет. Потому что если на Байкальской трассе фуры по пять суток стоят в пробке, то это — прямая дорога к упадку экономики. Ни большой, ни малый бизнес не смогут в таких условиях развиваться.
Модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы, к которым призывает президент, должны начинать не чиновники, а бизнес. Малый и большой бизнес, уверенный в защите прав своей собственности. Уверенный в том, что любое неконкурентное поведение на рынке будет жестко пресекаться государственными органами. В том, что завтра не придет чиновник из Пожарнадзора, Технадзора (список можно продолжить) и не начнет угрожать закрытием предприятия по высосанной из пальца причине. В том, что завтра государство не повысит пошлины на оборудование, которое он покупает за рубежом, ввиду того что аналогичное отечественное — не лучшего качества или вообще отсутствует. В таких условиях модернизировать производство будет сам бизнес, потому что ему это станет выгодно, а экономика начнет ориентироваться на потребителя и его нужды. Потому что это окажется единственной стратегией успеха. Бизнес сам нащупает те сферы и направления, которые наиболее выгодны ему, его потребителям и его сотрудникам. И совсем не факт, что эти сферы совпадут с теми пятью, которые наметило правительство. Оно подготовило детальные планы-графики процесса модернизации этих сфер и уже приступило к ее практической реализации.
К счастью, в этом списке отсутствуют авиационные технологии, а то как раз в день обращения президента к парламенту пришла новость, что выпуск регионального самолета Superjet в очередной раз откладывается, и снова на неопределенный срок. Тоже, между прочим, проект на тему модернизации. Правительство само выбрало сферу, составило план, выделило деньги. И даже реализовывать начало. И платежеспособный спрос обеспечило. А продукта нет. И это не первый проект. Неужели власти не учатся даже на собственном опыте?
Почему, например, президент считает, что для граждан моей страны важнейшее направление работы — это развитие медицинской техники? И что у нас должно начаться производство самых дорогих лекарств? Ведь они не просто так дорогие. Они еще и очень сложные. И требуют высокой квалификации труда. И масштаб такого производства должен быть большой. Есть ли у нас в стране населенный пункт, в котором имеется достаточное количество — несколько тысяч — высококвалифицированных рабочих, чтобы такое производство смогло начать работу? Нет такого места. А вот подготовка рабочей силы, ее качественное образование, ее хорошее здоровье — это тоже инфраструктурный проект, который и относится к сфере ответственности государства. Если будет рабочая сила и государство не станет мешать бизнесу, придут и частные инвестиции. Возможно, они появятся в сфере производства медицинской техники и лекарств. А может, это будут нефтехимия, ракетостроение. Ситуация в сфере высоких технологий меняется быстро, государство не способно и не должно отслеживать технологические новшества.
Переход на энергосберегающие лампочки — вновь непонятно, достижение или не вполне, — также нашел место в обращении. И президент сам себе противоречит. Пятью минутами раньше он говорил, что надо на спрос населения ориентироваться и его удовлетворять. Население, кажется, не просило энергосберегающих лампочек и даже ящиками пытается скупать последние лампочки накаливания. Лампочками государство точно должно заниматься? Или бизнес с потребителями как-то сами договорятся? А вот о чем президент умалчивает, когда говорит об энергосбережении и экологии, так это о том, какую роль моя страна играет в общемировых усилиях по охране окружающей среды. Эта проблема уже давно вышла за рамки национальных границ. И весь мир обсуждает и Киотский протокол, и то, как проходит новый раунд переговоров, и то, о чем же смогут договориться страны в Копенгагене через месяц. А в обращении президента России к Федеральному собранию нашлось место для лампочек, а для декларации позиции моей страны на переговорах в Копенгагене — нет. Разве так должно быть, если страна претендует на статус мировой державы?
Плюсы развития коммуникационных технологий, интернета очевидны. Если где-то в стране эти технологии недоступны — это беда, мешающая людям и бизнесу стать конкурентоспособным в современном мире. Но мне как потребителю все равно, ГЛОНАСС или GPS обслуживает мой прибор навигации. Потребителю важно только, чтобы качество высокое было и не очень дорого. Более того, все больше на мировом рынке приборов, которые одновременно принимают и тот, и другой сигналы. И российские, и мировые потребители выиграют, если системы будут дополнять друг друга.
Инновационный рывок вместо модернизации
Большая часть высказанных президентом предложений в области экономики либо устарела ранее, чем была произнесена, либо имеет минимальные шансы на осуществление и еще меньшие на то, что эффект будет положительным. Идея модернизации экономики, с моей точки зрения, оказалась погребена под ура-патриотизмом и утопическими планами.
В отличие от президентского послания этого года, Евгений Ясин в большом докладе о модернизации, прочитанном еще в 2001 году, дал четкое определение этого понятия: «Буквально модернизация означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития». Рецепт модернизации в том, чтобы всеми силами привлекать в страну передовые технологии из ведущих стран мира. Это будет способствовать росту производительности труда, уровня дохода, ускорению темпов роста. Разница между этим подходом и тем, о чем говорит в своем выступлении Дмитрий Медведев, примерно как между модернизацией и инновациями. Хотя в докладе и постулируется нацеленность на модернизацию, предлагаемые меры нацелены на инновационное развитие, на которое без особого эффекта уже потрачены значительные средства и время. Создавать новые передовые технологии в стране, которая не знакома с современным уровнем их развития, бессмысленно.
Модернизация как цель более прозаична. Однако более реализуема. Инструменты для достижения этой цели совершенно другие, и роль государства должна быть иной. Для привлечения в страну новых технологий необходимо обеспечить максимально благоприятный инвестиционный климат, инвестировать в современную инфраструктуру, обеспечить условия для честной конкуренции и защиты прав собственности. Всеми силами способствовать улучшению имиджа страны в мире, вступить во всевозможные торговые блоки с развитыми странами, стать наконец-то членом ВТО. К сожалению, таких целей в послании не прозвучало. Не исключено, что в докладе нового президента Федеральному собранию в 2019 году мы вновь услышим призыв к модернизации российской экономики ХХI века.