О чем спорят ценители и массовые потребители вина в России

Февральскому дегустационному салону «Время вина», который открыл сезон винных презентаций 2025 года, предшествовала мощная волна публикаций о вине в СМИ. Одним из информационных поводов стало упомянутое социологическое исследование, проведенное РБК и Президентской академией под руководством Дмитрия Рогозина. Было проанализировано немногим более 4000 анкет и немногим менее 1500 телефонных интервью. В числе главных выводов, к которым пришли исследователи, можно назвать тот, что большинство россиян не считают вино вредным, но не менее трети считают его слишком дорогим. Однако более тщательное изучение опроса показывает, что даже более или менее регулярные потребители вина в России имеют достаточно условное представление о предмете своей симпатии. Начальным уровнем погружения в тему эксперты объясняют и другие странности потребительского поведения российских «ценителей вина».
Авторы исследования разделили всех потребителей вина на две группы: «ценителей» и «массовых потребителей». Доля первых определяется как 11% взрослого населения страны, и у них очень привлекательный социальный портрет: это «молодые мужчины с высшим образованием, живущие в крупных городах и имеющие средний или высокий уровень дохода». «Массовый потребитель» описывается до смешного противоположными признаками: «женщины старшего возраста, проживающие в малых населенных пунктах, не имеющие высшего образования и высокого дохода». В этот момент возникает неловкий вопрос: если бы женщина старшего возраста из малого населенного пункта вдруг улучшила свое материальное положение, она имела бы шанс перейти в лагерь «ценителей»? Или для этого ей надо было бы переехать в большой город? Или она вообще по жизни обречена? Похожие вопросы, впрочем, касаются и медленно стареющих городских джентльменов.
Если судить по данным исследования, у «ценителей» вообще довольно странный психотип. Оказывается, они в большинстве своем (82%!) предпочитают пить вино, сидя дома. Любопытно, что доля домоседов среди «массовых потребителей» существенно меньше — около 57%. При этом 40% «ценителей» вообще-то бывают в ресторанах раз в месяц, а то и чаще. Получается довольно комичная картина: молодые и богатые горожане остерегаются пить в ресторанах, где периодически вовсю гуляют возрастные женщины из сел и деревень.
Так или иначе, в вопросе гендерных предпочтений вина нет полной ясности. В лагере «массовых потребителей» чаще называли вино «женским напитком», но 95% «ценителей» с этим не согласны.
Хотя исследователи рынка отмечают прямую зависимость между благосостоянием потребителей и уровнем потребления вина, большинство опрошенных все-таки отказались назвать вино «напитком для богатых». С этим утверждением согласились только 25% «массовых потребителей» и 9% «ценителей». Интересно, что представители обеих групп почти одинаково ответили на вопрос: «Сколько вы готовы потратить на бутылку вина?» С суммой около 1000 рублей по такому поводу готовы расстаться 68% «ценителей» и 61% «массовых потребителей». И лишь 4% «ценителей» не пожалели бы ради хорошей бутылки 4000 рублей. Однако признаться в «ценовой чувствительности» российские потребители вина как-то не решаются. Лишь 59% «ценителей» и 33% «массовых потребителей» назвали цену важным критерием при выборе вина.
«Чем больше человек разбирается в вине, тем чаще он пьет российское» — такой вывод делают исследователи. В течение месяца российские вина пробовали 48% «массовых потребителей» и 76% «ценителей». Радует, что и в вопросе осведомленности о производителе российского вина прослеживается та же корреляция. Среди «массовых потребителей» только 55% смогли вспомнить производителя вина, а среди «ценителей» этот показатель составил 83%.
Запутались опрошенные и в полемическом вопросе о пользе/вреде вина. Большинство телефонных респондентов (73%) почему-то считает, что молодым людям «лучше полностью отказаться от алкоголя» (среди онлайн-респондентов так думают только 28%). В то же время участники онлайн-опроса гораздо чаще, чем опрошенные по телефону, рекомендовали молодежи вино: 61% против 17% соответственно.
И все же, несмотря ни на что, главный вывод исследования звучит позитивно: россияне не считают, что умеренное потребление вина вредит здоровью. И доля тех, кто полностью согласен с этим утверждением, значительно выше у «ценителей» — 81%, что на 19 процентных пунктов больше, чем в другой группе.
Вопреки всей терминологической неопределенности, климатическим изменениям, экономическим трудностям и многим другим обстоятельствам места и времени, российский потребитель инстинктивно стремится к качественному вину. Наверное, это можно признать наиболее верной приметой того, что в России действительно наступает время вина.
Ну а некоторые замеченные неточности и несоответствия можно отнести к числу допустимых условностей, таких, например, как циклопы, сирены, кентавры и драконы, в изобилии населявшие страны с причудливыми названиями на географических картах времен Античности и Средневековья.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора