К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Без гарантий: к чему приведет провал переговоров Зеленского и Трампа

Владимир Зеленский (слева) и Дональд Трамп (Фото Andrew Harnik / Getty Images)
Владимир Зеленский (слева) и Дональд Трамп (Фото Andrew Harnik / Getty Images)
Кавалерийская атака миротворческой дипломатии Дональда Трампа по быстрому прекращению конфликта на Украине временно захлебнулась, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Трамп не смог навязать Украине свою схему урегулирования: быстрая договоренность по прекращению огня, заморозка боевых действий под личные гарантии президента США и переход к длительному переговорному процессу. Теперь Европа пытается запустить собственный формат урегулирования, но в условиях жесткой позиции Москвы шансов на успех очень мало

Сорванная сделка

Несмотря на зависимость Киева от продолжения американской военной помощи, президент Украины Владимир Зеленский в ходе жесткого разговора под камерами в Белом доме не согласился на быстрое прекращение огня без четкого понимания возможных действий со стороны США по предотвращению нового конфликта. Зеленский явно переоценил свои способности убедить Трампа предоставить американские гарантии безопасности сразу на начальном этапе урегулирования, чего Трамп делать не собирался и никогда не обещал, ограничиваясь намеками, что такие экономические гарантии безопасности якобы уже дает реализация сделки по минералам, закрепляющей интересы США на Украине. Предложенная Трампом как способ вернуть США мифические $500 млрд помощи Украине (конгресс по разным программам выделил за три года $180 млрд) сделка в итоге превратилась в рамочную договоренность без серьезных обязательств. Администрация Трампа давала понять Зеленскому, что вопрос о гарантиях безопасности будет обсуждаться после соглашения о прекращении огня, но для Киева это выглядело неубедительно. 

Вероятно, Трамп собирался, заручившись согласием Зеленского на быстрое перемирие, сделать аналогичное «предложение, от которого невозможно отказаться», Владимиру Путину, навязав формат растянутых переговоров на фоне заморозки боевых действий без четких гарантий желаемого Россией результата. Однако российская сторона сразу после Эр-Рияда на самом высоком уровне объявила о своей незаинтересованности в остановке конфликта по линии боестолкновений без «устранения первопричин украинского кризиса». 

Владимир Путин подчеркивал, что пока он по существу не обсуждал с Трампом урегулирование на Украине, и, прежде чем такое обсуждение начнется, необходимо укрепить доверие и восстановить отношения между Россией и США, начав с «нормализации работы диппредставительств». МИД увязывает возможность прекращения огня с передачей под российский контроль всех территорий, закрепленных в Конституции, и с «освобождением оставшейся Украины от расистских законов». 

 

Трамп делает вид, что не замечает жесткой российской позиции, снисходительно заявляя, что «Россия хорошо себя ведет», хотя госсекретарь Марко Рубио уточнял, что после встречи в Эр-Рияде он пока не понимает, каковы реальные условия Москвы по остановке конфликта. Таким образом, Трамп требует прекращения огня в абстрактном ключе, не имея его вразумительной привязки к местности, где именно стороны были бы готовы «прекратить».

Москве выгодно, что виновником срыва переговорного процесса в итоге выступил Зеленский. Россия энергично продолжает трек нормализации отношений с США, отделяя его от тематики украинского урегулирования. Похоже, что и для Трампа нормализация отношений с Россией является более важным приоритетом, нежели украинское урегулирование, хотя Москва до конца не понимает истинных целей Вашингтона. Возможно, Россия приветствовала бы действия США по замене Зеленского на более договороспособного лидера, готового к миру, и даже намекнула, что таким лидером мог бы стать «господин Залужный» (Валерий Залужный, сейчас посол Украины в Великобритании, ранее — главком ВСУ. — Forbes), хотя способность команды Трампа продавить такое решение вызывает вопросы после провала операции по замене президента Венесуэлы Николаса Мадуро на лидера оппозиции Хуана Гуайдо в 2019 году.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Европейский вариант

Тем не менее расхождения в позициях Трампа и Зеленского выглядят преодолимыми. Схема Трампа, вероятно, предполагала быстрое соглашение по перемирию без предварительных гарантий безопасности со стороны США, но с последующим обеспечением безопасности Украины через развертывание там сил по поддержанию мира, сформированных отдельными странами ЕС и НАТО, без американских войск, но, возможно, с поддержкой Вашингтона через предоставление разведданных, систем связи, самолетов заправщиков и американской боевой авиации вблизи границ Украины. 

Такие европейские силы должны были бы вводиться сразу после достижения соглашения о прекращении огня и до завершения переговоров об окончательном урегулировании, а также оставаться на Украине в течение длительного времени. Речь не о легковооруженных миротворцах ООН, а о полноценных боевых частях и авиации преимущественно стран НАТО (Великобритания и Франция, возможно, Швеция, Канада и Турция), развертываемых по приглашению властей Украины в рамках двусторонних соглашений. Трамп говорил, что Путин согласен с вводом миротворцев — Москва это опровергала. Но европейский контингент — это не миротворцы ООН, а силы сдерживания. Согласие России в какой-то форме желательно, но не обязательно. Как отмечает британский премьер Кир Стармер, Москва не должна диктовать условия развертывания и состав таких сил. Надо лишь договориться о взаимном ненападении — тут может пригодиться опыт Турции в Сирии. Такой план решал бы задачу гарантий невозобновления конфликта при минимальной вовлеченности США. 

Вероятно, этот вариант Стармер и французский президент Эммануэль Макрон обсуждали с Трампом во время визитов в Вашингтон. Пока Трамп лишь заявил, что «большой поддержки не потребуется». Пока еще возможно, что в итоге США в обтекаемых формулировках выскажутся в поддержку развертывания европейских сил, что будет достаточным для формирования стратегической неопределенности относительно истинных намерений США и может помешать Москве пойти на эскалацию, по крайней мере, до конца президентства Трампа. Зеленский согласится на прекращение огня при гарантированном развертывании европейского контингента. Макрон считает, что в этом случае получится убедить Трампа продолжить военную и финансовую поддержку Украины. 

 

Вероятно, именно такой план обсуждался в воскресенье, 2 марта, на чрезвычайном евросаммите в Лондоне. Схема, видимо, предлагается следующая: прекращение на один месяц боевых действий в воздухе и на море, затем инициированное Киевом прекращение огня по линии боевого соприкосновения, переход к переговорам об устойчивом перемирии с определением уже реальной линии разграничения и разведения войск, ввод европейского контингента после достижения договоренности об устойчивом прекращении огня, запуск разноформатных переговоров по другим аспектам окончательного урегулирования. Если европейские страны согласуют подобный план с Трампом, то президенту США, назвавшему себя посредником между сторонами конфликта, останется уговорить Путина — очевидно, в ходе готовящегося российско-американского саммита.

Зачем это Москве?

Пока это выглядит маловероятным. Россия заняла очень жесткую позицию, что не удивительно: появление на территории Украины европейских «сил поддержания мира» идет вразрез с главной целью «спецоперации»* — недопущением военного вмешательства Запада на стороне Украины. «Появление войск, вооруженных сил из тех же стран НАТО, но под чужим флагом, под флагом Евросоюза или национальными флагами, ничего в этом плане не меняет, это нам, конечно же, неприемлемо», — заявил Сергей Лавров по итогам встречи в Эр-Рияде. 

Но что скажет Москва, если европейский план с вводом войск поддержит Трамп, как утверждает его советник по нацбезопасности Майк Уолтц, и потребует в этих рамках немедленного прекращения огня, как он потребовал от Зеленского? Важность нормализации отношений с США требует не спугнуть Трампа. Вероятно, Москва попытается в диалоге с Вашингтоном переформатировать европейский план в план введения миротворцев из дружественных стран в рамках резолюции Совбеза ООН. Однако реально заблокировать развертывание евросил на Украине Россия может только военным путем, угрожая нанесением ударов и расширением конфликта с европейскими ядерными державами. Что вряд ли понравится Трампу как миротворцу.  

Москва могла бы разменять свое молчаливое согласие с европейским планом на уступки по другим аспектам урегулирования, например по территориальному вопросу с выходом хотя бы на границы всей Донецкой и Луганской областей, оставляя в непризнанном статусе Запорожье и Херсон, внутреннему переустройству Украины в пророссийском направлении и по ограничению передаваемых ВСУ западных систем вооружений, прежде всего ракет большой дальности и современных боевых самолетов. 

Москву обнадеживают заявления американского спецпосланника Стивена Уиткоффа о готовности администрации Трампа взять за основу Стамбульские договоренности и не писать план урегулирования с чистого листа. «Стамбул» в апреле 2022 года обеспечивал выполнение целей «спецоперации» переговорным путем, и сегодня Москва хотела бы возродить его усиленную версию («Стамбул-плюс») с большими ограничениями военного потенциала Украины и с расширенным инструментарием российского влияния на внутреннюю и внешнюю политику Киева. Однако Уиткофф говорит, скорее, о «Стамбуле-минус», с чисто символическими ограничениями на качество и количество западной военной помощи Украине, а демилитаризацию и политический вассалитет России над Украиной обсуждать не планируется.

 

Перспективы миротворческой миссии президента США остаются туманными. Минимально приемлемые для России и Украины варианты урегулирования и даже форматы, условия и точные линии прекращения огня удалены друг от друга на расстояние световых лет, а диалог ведется из параллельных вселенных. С наскока проблему решить не удалось. Обнаружились пределы стратегии навязанной сделки между большими игроками без вовлечения других сторон, хотя Москва сохраняет на это главные надежды. Трамп вынужденно берет паузу, играя в гольф. Европа пытается запустить собственный формат урегулирования — пока только в диалоге с Украиной, но, возможно, ей придется прислушаться к премьеру Венгрии Виктору Орбану, который говорит, что пора открывать прямой канал связи Евросоюз-Россия. Россия «улыбается и машет» Дональду Трампу — и тщательно готовится к саммиту с ним, чтобы получить свое.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости