К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трансатлантический циклон: с чем страны Евросоюза встретят Трампа

Дональд Трамп (Фото Michael M. Santiago / Getty Images)
Дональд Трамп (Фото Michael M. Santiago / Getty Images)
Хотя 2024 год заканчивается для Европейского союза относительно спокойно, повсюду на сцене развешаны чеховские ружья, грозящие выстрелить в следующем акте. От внутренних процессов в странах-членах до отношений с партнерами и оппонентами и, наконец, глобальных проблем, ничто не обещает легкой жизни. Среди новых обстоятельств, указывает кандидат политических наук Сергей Уткин, выделяется грядущее президентство Дональда Трампа, поскольку оно может оказать существенное влияние на большинство беспокоящих ЕС тем

После президентских выборов в США страны Евросоюза внешне быстро перешли от шока к принятию победы Дональда Трампа как данности. В адрес избранного президента были направлены полагающиеся в таких случаях многочисленные поздравления, а среди европейских политиков стали выделять тех, кто, судя по прошлому опыту, может поладить с неформатным американским лидером. Среди них есть как нелюбимый европейским мейнстримом венгерский премьер-министр Виктор Орбан, так и более чем мейнстримный генеральный секретарь НАТО Марк Рютте. Последнее особенно существенно ввиду той роли, которую вопросы обороны и безопасности играют сегодня. 

Трамп не прекращает критических замечаний в адрес европейских членов Североатлантического альянса. А ведь после вступления в НАТО Финляндии и Швеции в рамках военно-политического блока оказались все страны Евросоюза, кроме Австрии, Ирландии, Мальты и Кипра. Хотя ЕС уже много лет пытается сформировать собственный оборонный потенциал, а в нынешнем составе Еврокомиссии впервые появился комиссар по вопросам обороны и космоса — литовский политик Андрюс Кубилюс, гарантией военной безопасности страны Запада по-прежнему видят именно НАТО.

Ожидается, что новый хозяин Белого дома будет подталкивать европейских союзников к существенному повышению оборонных расходов, обусловливая этим гарантии безопасности с американской стороны. С учетом вызовов в сфере обороны европейские правительства уже и не спорят с необходимостью больших вложений, но динамика роста расходов и их распределение неизбежно вызовут разногласия. Если американский президент захочет, исходя из своего представления о политических задачах, подчеркивать нерадивость союзников, для этого наверняка найдется повод. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Хотя первые после избрания разговоры Трампа с европейскими лидерами прошли довольно гладко, характер и приоритеты будущего президента обещают немало эксцессов. Достаточно упомянуть возвращение темы покупки Гренландии у Дании, возникавшей в первое президентство Трампа, но, казалось, забытой, как страшный сон. Идея территориальной экспансии вообще, судя по всему, захватывает политика, а ее реализация, очевидно, невозможна без серьезнейших конфликтов. 

Трамп известен жесткими оценками европейских стран, привыкших видеть себя как надежных американских союзников. На этот раз он уже заранее обещает выбивать из европейских лидеров необходимые уступки, угрожая высокими тарифами на очень интенсивную трансатлантическую торговлю. Европейцы пока успокаивают себя, надеясь на то, что реальные действия Трампа в конечном итоге окажутся более умеренными, чем его риторика, в том числе благодаря влиянию конгресса и «разумных» республиканцев. Но что, если нет?

 

Потасовка у штурвала

В условиях ожидающейся внешней турбулентности еще больше, чем обычно, востребована политическая воля к проведению общей для ЕС политики. На это будет работать новый состав Европейской комиссии во главе со старым председателем — Урсулой фон дер Ляйен, занимающей этот пост с декабря 2019 года, а также новый председатель Европейского совета, бывший португальский премьер Антониу Кошта. Европейских чиновников не перестают упрекать в недостаточной демократической легитимности, хотя состав Еврокомиссии и утверждает избранный гражданами Европарламент. Обратная сторона той же медали — ограниченные полномочия еврокомиссаров на большинстве направлений, где они дополняют, но не замещают соответствующие министерства стран-членов. Без согласованной поддержки со стороны правительств стран ЕС Еврокомиссия мало что может, а правительства ряда ведущих стран как раз попали в зону внутренней турбулентности. 

В крупнейшей по населению и размеру экономики стране ЕС — Германии в феврале 2025 года должны пройти внеочередные парламентские выборы. В центре политических баталий в стране как традиционные темы миграции и плохой экономической динамики, так и выбор курса в отношении Украины. Опросы отдают победу христианским демократам во главе с многолетним внутрипартийным оппонентом Ангелы Меркель Фридрихом Мерцем. Однако с высокой вероятностью не только одной, но и двух ведущих партий не хватит для формирования правительства, поддержанного большинством голосов в бундестаге. Переговоры о новой коалиции могут занять не один месяц, а в течение этого времени действующее (и весьма непопулярное) правительство будет исполнять свои обязанности. 

В ситуации непрекращающегося кризиса остается и вторая крупнейшая страна ЕС — Франция. Едва сформированному в декабре 2024 года очередному правительству, на этот раз во главе с ветераном французской политики Франсуа Байру, обещают вал проблем и отсутствие поддержки в парламенте, чреватое очередным падением кабинета министров в условиях отсутствующего полноценного бюджета. Президент Франции Эмманюэль Макрон пока настроен оставаться на своем посту до очередных выборов весной 2027 года, хотя оппозиция ожидает его досрочной отставки. Пространство для маневра французского президента все уже, но некоторые инструменты у него еще получается ярко использовать, как это было со встречей мировых лидеров на открытии восстановленного собора Парижской Богоматери.

 

Через политический кризис проходит и Румыния, где после скандальной отмены результатов первого тура президентских выборов новая попытка избрать главу государства должна состояться в 2025 году. Внутриполитические баталии в стране, граничащей с пространством продолжающегося украино-российского конфликта, грозящего зацепить и Молдавию, неизбежно приобретают внешнее измерение.  

Проблески переговоров

Хотя на уровне ЕС в целом решительная поддержка Украины в противостоянии с Россией остается в силе, в европейских столицах слабеет уверенность в конечном успехе принятой политики. Наиболее заметны и открыты в этом отношении лидеры Венгрии и Словакии, но и другие европейские политики начинают задумываться о возможном изменении обстановки, поглядывая при этом на США. Заявления избранного президента о стремлении к прекращению боевых действий вызывают в Европе смешанные чувства. Многие опасаются, что единственным реалистичным сценарием хотя бы временного урегулирования конфликта было бы навязывание Украине условий, нарушающих провозглашавшиеся ранее незыблемыми принципы в части территориальной целостности, прав на вступление в НАТО и развития вооруженных сил. 

Множество экспертов разной степени информированности делают предположения о возможных решениях Трампа в отношении Украины. Так или иначе Евросоюз с высокой вероятностью окажется здесь на положении ведомого — его лидеры не смогут существенно повлиять на президента США, но последний может, добившись прогресса в урегулировании, предложить европейцам платить по образовавшимся счетам — как в части материальной поддержки Украины, так и в плане обеспечения безопасности, например в форме миротворческих сил. Сигналы как с российской, так и с украинской стороны вроде бы исключают возможность компромиссных решений, хотя некий гипотетический переговорный формат ни одна из сторон не отвергает. Все это — запросные позиции, которые могут быстро меняться с учетом реальных действий Трампа и критического значения поддержки США для Киева.

В этой ситуации рассчитывающий возглавить в обозримом будущем правительство Германии Фридрих Мерц предлагает Евросоюзу сплотиться и сформировать некую общую стратегию, учитывающую фактор Трампа и возможный переговорный процесс. 

Пока, однако, дело выглядит так, что и в случае успеха, и в случае неудачи гипотетических переговоров странам ЕС будет непросто определить общую долгосрочную линию. Венгрия и Словакия могут поставить под вопрос продление санкций в отношении России, что, очевидно, вызовет протест ряда других членов ЕС и попытки пересобрать санкционный режим на основе широкой «коалиции желающих». Некоторые крупные страны ЕС не осмеливаются выступать за несправедливую с точки зрения Украины модель урегулирования, но поддержат ее, если ее продавит Трамп. Это стало бы очередным ударом по перспективам Евросоюза как глобального игрока с общей внешней политикой. 

 

Климатический туман

Базовой долгосрочной концепцией развития как для ЕС в целом, так и для отдельных стран-членов остается так называемый зеленый курс — ориентация на сокращение до минимума выбросов парниковых газов и обеспечение экономического роста без опоры на импорт нефти и природного газа. Соображения экологии и борьбы с изменением климата здесь подкрепляются пониманием, что в отсутствие достаточных собственных углеводородных ресурсов зеленая модель — единственный шанс ЕС на экономическую независимость. 

Трамп мыслит совершенно иначе. Его будущий министр энергетики не считает глобальное потепление проблемой. Трамп уже принимал решение о выходе США из Парижского соглашения по климату, пересмотренное Джо Байденом немедленно после вступления в должность президента в 2021 году. Вместо сокращения использования углеводородов Трамп в ходе предвыборной кампании использовал ставший общеизвестным слоган «Бури, детка, бури!» и заинтересован в расширении зарубежных рынков для американских энергоносителей, в том числе в Европе. 

Евросоюз, очевидно, не станет пересматривать зеленый курс, но на уровне отдельных стран могут появиться штрейкбрехеры, которые, показывая на Трампа, будут откладывать усилия по сокращению выбросов и потребления ископаемого топлива до лучших времен. Мнения о том, насколько сигналы из Вашингтона повлияют на энергетические рынки, расходятся, но уже сами его лозунги придают энтузиазма климатическим скептикам, вроде бы прочно маргинализированным в ЕС.

Хотя европейские политики вряд ли признают, что ждут от второго срока Дональда Трампа повторения первого, где-то на подсознательном уровне именно такая логика придает им уверенности. Трамп уже выглядит знакомым злом, которое надо как-нибудь перетерпеть в течение четырех лет, чтобы потом вернуться к рациональному диалогу со следующим президентом. Но это возможно в среднесрочной перспективе, а на 2025 год Евросоюзу остается запастись терпением, пристегнуть ремни и готовиться к тряске.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+