Литр супа, срочно: какой стала доставка еды в 2024 году
В этом году рынок e-grocery (онлайн-продаж продуктов питания. — Forbes) продолжал активно расти. Это доказывают как прогнозы экспертов, так и наши собственные показатели. В III квартале товарооборот фудтех-сервисов «Яндекса» вырос на 52% год к году, а выручка «Лавки» за три квартала 2024-го показала +70,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. И потенциал для роста пока не иссякает. Если в Москве и Санкт-Петербурге доставка продуктов уже неотъемлемая часть повседневной рутины, то жители регионов только начали открывать для себя ее удобство. По нашим данным, за весь 2024 год по сравнению с 2023-м количество заказов в регионах выросло в два раза.
Причины такого интереса регионов довольно просты. Растет проникновение различных сервисов в том числе и в самые отдаленные уголки страны, например на Дальний Восток. Все они предлагают разнообразные сценарии: это и закупка впрок, и быстрая доставка снеков на вечер, и готовая еда на обед. При этом акции, скидки и комбо-предложения делают заказ продуктов не роскошью, а доступным удобством.
Больше никто не готов ждать
С развитием рынка меняются требования потребителей — теперь никто не готов ждать еду и продукты долго. Если заглянуть в один из последних отчетов INFOLine, можно увидеть, что сегмент экспресс-доставки (от 15 до 60 минут) растет куда сильнее, чем покупки впрок. Клиенты все чаще доверяют сервисам быстрой доставки — как для сценария «внезапно кончилась соль или макароны», так и для импульсной покупки «хочу сладенького к чаю или попкорн к фильму».
Вопрос с «экспрессом» помогают решать дарксторы — они забирают часть нагрузки с офлайн-магазинов и обеспечивают более быструю доставку. К тому же они позволяют лучше контролировать наличие товара, ведь в офлайне его одновременно может заказать как посетитель магазина, так и пользователь приложения. В этом году множество ретейлеров расширяли свою сеть «темных» складов, а некоторые, например «Лента» и «Азбука вкуса», только заходили в эту нишу.
Но здесь рынок сталкивается с проблемой: как обеспечить быструю доставку всем желающим в условиях дефицита кадров? Один из основных способов удержания и привлечения курьеров — повышение ставок оплаты за их работу. Все сервисы так или иначе к этому прибегают, но стараются не раскачивать рынок и не демпинговать без нужды. Многие решают проблему дефицита, оптимизируя работу с помощью технологий: выстраивают оптимальные маршруты для курьеров, регулируют баланс спроса и предложения, прогнозируют пики заказов, объединяют несколько заказов в одну доставку, что помогает сохранять ее доступной. «Яндекс» на фоне дефицита кадров также тестирует доставку роботами. В Москве роверы уже развозят заказы в нескольких районах. Сейчас это относительно небольшой объем заказов — 700–800 в день. Но к 2026 году мы ожидаем колоссальный рост доставок роботами-курьерами — до 30 000–40 000 заказов в день.
Готовая еда — главный драйвер
Отдельно в e-grocery стоит готовая еда. Здесь продажи растут быстрее, чем в других продуктовых направлениях (доставке овощей и фруктов, бакалеи, бытовой химии и др). За год спрос на такие блюда в «Лавке» вырос на 80%. Доля готовой еды занимает четверть от всего оборота сервиса.
Спрос сейчас настолько большой, что игроки рынка скорее не конкурируют друг с другом, а работают вместе на то, чтобы его удовлетворить. Магазины стремятся представить на своих полках широкий уникальный ассортимент готовых блюд на любой вкус и кошелек, сохраняя при этом высокое качество. Это и что-то приближенное к домашней еде, например котлеты с пюре, и настоящие ресторанные блюда вроде поке и ньокков. Но разнообразный ассортимент — не единственное, что нужно людям. Сценарии покупки готовой еды уже не ограничиваются заказами в офис или на перекус. Некоторые заказывают полноценные завтраки или ужины — для них ретейлеры создают комбо-наборы. Кто-то берет еду на всю семью — и сервисы тоже подстраиваются под этот сценарий, предлагая большие порции: литр супа, килограмм салата и т. д. Сейчас это все отлично продается.
Помимо расширения ассортимента, в 2024 году ретейлеры активно увеличивали общие объемы производства. Это и собственные мощности, и привлечение сторонних производителей, и коллаборации с ресторанами. Например, в апреле Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», Vprok.ru) купила завод готовой еды в Ленинградской области — сумму сделки оценили в 1 млрд рублей. Сервисы доставки предлагают широкие программы развития для текущих партнеров — поставщиков и производств. Стараются захватывать и новые города: например, доставщик готовых рационов питания GrowFood, который ранее отказывался от экспансии, теперь планирует выйти как минимум в 10 регионов до конца 2025 года.
Омниканальность
Одним из трендов 2024 года стал плотный симбиоз офлайна и онлайна. Классические офлайн-ретейлеры активно развивают доставку, а онлайн-сервисы открывают магазины. Самый яркий пример симбиоза, пожалуй, у «ВкусВилла». Их грейсторы — это буквально классические офлайн-магазины, объединенные с зоной сборки и выдачи онлайн-заказов.
Для бизнеса такое сочетание не только про продажи, но и про то, чтобы предложить покупателям самый разнообразный опыт. Ты можешь зайти после работы за готовой едой, перекусить прямо в кафе внутри супермаркета, а можешь заказать на дом — соприкасайся с любимым брендом так, как тебе комфортнее. Доля онлайн-ретейла все еще небольшая по сравнению с офлайном: для большей части аудитории физический контакт с товаром, возможность посмотреть, потрогать его вживую облегчает последующую закупку в онлайне. И, как следствие, формирует большую лояльность. Для этих же целей сервисы развивают собственные торговые марки как дополнительный способ удержания потребителей.
Что ждет доставку еды в 2025 году
2024 год стал годом вызовов для всего рынка, многие из которых плавно перетекут в будущий год. Доставка продолжит расти, а ретейлерам придется успевать за рынком, то есть справляться с дефицитом курьеров и линейного персонала. В решении этого вопроса также будут помогать технологии — автоматизация закупок, контроль качества товаров, построение эффективной логистики. Фудтех и онлайн-ретейл невозможно свести в устойчивую прибыль, будучи неэффективным в процессах, и для эффективности как раз и нужны технологии. Компании будут как разрабатывать собственные программы, так и приобретать готовые решения.
Доход курьеров на рынке доставки тоже продолжит увеличиваться, но уже более низкими темпами, чем в текущем году. В 2024-м уже произошел достаточно резкий скачок к 2023 году, примерно на 20%. В 2025-м ситуация будет более стабильной, мы ожидаем роста доходов курьеров примерно на уровне инфляции.
Помимо технологий и достойной оплаты труда, рынок будет фокусироваться на условиях работы курьеров в сервисе. Работники доставки все чаще и чаще выбирают тот сервис, где не только платят больше, но в целом созданы более комфортные условия. Игроки, включая нас, направят инвестиции в удобство при доставке (велосипеды и другие средства для работы), возможности для курьеров получать скидки на собственную продукцию, будут развивать адаптивные условия труда (кому-то хочется «покурьерить» два часа в день, подзаработать на карманные расходы, а для кого-то это полноценная постоянная работа), собирать отзывы о том, что не устраивает партнеров, чинить это и т. д.
Сервисы продолжат искать возможности для расширения мощностей. Уже сейчас ощущается недостаток площадок для производства готовой еды, а тех, что есть, недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос. Речь в основном идет про регионы, где потенциал развития особенно широк. Поэтому в 2025 году стоит ожидать появления новых заводов для производства еды в разных городах России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора