Перемирие на втором фронте: что угрожает сделке Израиля и «Хезболлы»
После продолжительных переговоров Ливан и Израиль смогли заключить сделку о прекращении огня. Вечером 26 ноября военно-политический кабинет Израиля одобрил соглашение, которое начало действовать с 4:00 следующего дня. Стороны достигли консенсуса при американском посредничестве. За неделю до сделки спецпосланник президента США Амос Хохштейн посетил Бейрут и Тель-Авив, где провел несколько раундов переговоров. Он дополнил американский проект предложениями сторон, что позволило им прийти к согласию.
Примечательно, что с американской стороны сделка представляет собой пример двухпартийного консенсуса. Возможно, она является последним внешнеполитическим достижением уходящей администрации Джо Байдена. При этом соглашение отвечает интересам будущего президента. Известно, что Дональд Трамп просил Биньямина Нетаньяху завершить вооруженный конфликт к моменту его вступления в должность.
Детали соглашения
Соглашение основывается на резолюции Совета Безопасности ООН № 1701, принятой в 2006 году для завершения Второй ливанской войны. Согласно этой резолюции, «Хезболла» должна разоружиться и отвести свои формирования за реку Литани в 30 км к северу от израильской границы. В новом соглашении предусматривается 60-дневный переходный период, в течение которого Вооруженные силы Ливана должны занять позиции «Хезболлы» на юге страны. Со своей стороны, Израиль также обязуется покинуть занятые им районы. Предполагается, что ливанская армия будет отвечать за разоружение шиитского движения и только она получит право проводить военные операции на территории страны.
За выполнением соглашения будет следить специальный комитет, причем обсуждение его состава вызвало немало разногласий. Первоначально планировалось, что в состав комитета войдут представители ООН, Ливана и Израиля. Однако израильское правительство настаивало на включении в него также США, Великобритании, Франции и Германии. Ливанская сторона соглашалась на участие только Вашингтона и Парижа. «Хезболла» особенно категорически возражала против участия Германии, считая, что Берлин в нынешнем конфликте встал на сторону еврейского государства. В подтверждение приводился пример недавней операции израильского спецназа, который при молчаливой поддержке немецких кораблей из миссии ООН высадился на побережье в ливанском городе Батрун и похитил высокопоставленного командира шиитского движения.
Еще одним предметом разногласий стало право Израиля на одностороннее возобновление боевых действий в случае, если «Хезболла» не выполнит достигнутые договоренности. Бейрут настоял на изменении этого пункта. Теперь каждая сторона имеет право на самооборону, а Вашингтон гарантирует, что еврейское государство не нанесет превентивный удар.
Разделение фронтов
Основной причиной, позволившей заключить соглашение, стала готовность сторон рассматривать ситуации в Ливане и секторе Газа по отдельности. С октября 2023 года «Хезболла» наносила удары по северным районам Израиля и настаивала на том, что мир может быть достигнут только одновременно — и в Газе, и в Ливане. Однако в начале октября Израиль приступил к сухопутной операции на юге Ливана. После двух месяцев Третьей ливанской войны позиция шиитского движения изменилась. «Хезболла», по сути, отказалась от стратегии единства фронтов, которая предполагала объединение всех проиранских сил против Израиля. В результате нынешняя сделка не затрагивает ситуацию в секторе Газа.
Для Израиля прекращение огня означает завершение операции на севере, но не окончание боевых действий в Газе. Военный кабинет страны по-прежнему стремится к достижению целей, которые были определены год назад. Главными из них являются возвращение заложников и ликвидация ХАМАС. В своем заявлении для прессы премьер-министр Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что нынешняя сделка дает еврейскому государству возможность изолировать ХАМАС.
Однако соглашение между Ливаном и Израилем еще может послужить моделью для будущего прекращения огня в Газе. «Хезболла» формально не участвовала в прямых переговорах, и сделка была заключена между двумя правительствами — израильским и ливанским. Подобным образом в Газе стороной соглашения может стать не ХАМАС, а ФАТХ или другое палестинское движение. Как и в случае с Ливаном, роль посредника будет играть ключевое значение. Учитывая, что более чем за год с момента терактов 7 октября Израиль так и не смог достичь своих целей в Газе — не все заложники освобождены, а ХАМАС продолжает действовать, — предложенная модель может быть использована в будущем.
Гибкость Ирана
На фоне поездки Хохштейна на Ближний Восток почти незамеченным остался визит советника верховного лидера Ирана Али Лариджани в Бейрут. Политик привез послание от Али Хаменеи ливанским партнерам. По словам Лариджани, Иран готов поддержать любое решение, которое примут «Хезболла» и правительство Ливана. Важно отметить, что иранский эмиссар не стал связывать необходимость прекращения огня в Газе с разрешением конфликта в Ливане. Кроме того, он не упомянул о единстве фронтов. Это свидетельствует о том, что Иран демонстрирует гибкость и отступает от своей прежней позиции, заключавшейся в продолжении сопротивления. Для Тегерана сейчас важно, чтобы перемирие, как это уже было после Второй ливанской войны в 2006 году, позволило восстановить боевой потенциал «Хезболлы» и сохранить ее позиции в Ливане.
В любом случае, Иран будет представлять Третью ливанскую войну как победу исламского сопротивления. По многим параметрам она оказывается более успешной, чем предыдущая. За два месяца боевых действий ЦАХАЛ не смог значительно продвинуться вперед, а израильские потери, по различным подсчетам, уже превысили показатели 2006 года.
Однако, несмотря на кажущиеся успехи, конфликт стал крайне тяжелым испытанием для «Хезболлы». Шиитское движение понесло большие потери и столкнулось с серьезной финансовой нагрузкой, вызванной ежедневными боями, значительными разрушениями инфраструктуры и необходимостью поддерживать свою базу сторонников. И, что самое важное, справляется оно с этим бременем только за счет масштабной помощи со стороны Ирана.
Никаких гарантий
Все понимают, что реализация сделки — непростая задача. С момента принятия резолюции № 1701 прошло уже 18 лет, но она так и не была выполнена. «Хезболла» не вывела свои формирования севернее реки Литани и тем более не разоружилась. Даже если предположить, что в результате нынешних договоренностей шиитское движение отведет своих бойцов с юга страны, вряд ли они сложат оружие. Ливанская армия, которая в военном плане значительно уступает вооруженному крылу «Хезболлы», не сможет провести операцию по их разоружению. Кроме того, полноценный вывод войск из приграничной зоны вряд ли возможен. «Хезболла» будет настаивать на том, чтобы шиитское население вернулось в свои дома — а это касается и многих бойцов движения.
Возможности Израиля контролировать ситуацию в долгосрочной перспективе также вызывают сомнения. Во время Первой и Второй ливанских войн ЦАХАЛ входил в Бейрут и даже занимал некоторые его районы. С 1985 по 2000 год под протекцией еврейского государства существовала так называемая зона безопасности в южном Ливане. Однако в нынешних условиях создание буферной зоны не представляется возможным по военным причинам. Почти за два месяца боевых действий прорывы ЦАХАЛ на отдельных участках не превышали 10 км, и почти нигде войска не смогли закрепиться. Это только подтверждает, что Израилю вряд ли удастся поддерживать контроль за «Хезболлой» военным путем. В данных обстоятельствах это еще одна угроза достигнутому соглашению.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора