Обычно у меня нет проблем с выбором темы для колонки. Жизнь первой половины 2020-х годов бурлит, и мы уже отвыкли удивляться и паниковать. В таком водовороте событий всегда есть о чем написать. Но постепенно и водоворот событий становится привычным и скучным, вот давайте и поговорим про скуку.
Предположим, что лучшие работодатели платят лучшие зарплаты, дают лучшие медицинские страховки и устраивают корпоративы на Мальдивах. Но этого мало, успех бизнеса определяют таланты, а талантливым людям должно быть интересно. Если им станет скучно, они сдадут билет на Мальдивы, будут лечить расстройство желудка за свой счет и уйдут в компанию, где нет корпоративов, но где интересно работать.
Итак, сотрудник приходит к вам как к владельцу или руководителю и говорит, что ему скучно. Что делать? Вот тут начинается интересное, и рецепт действий сильно зависит от того, к какому поколению относится ваш визитер. И они очень разные. Всей истории с поколениями я научился у Евгении Шамис, книги которой про теорию поколений я очень советую прочитать. Я с удовольствием привлек ее соавтором этой колонки.
Какие поколения сейчас работают в России? Это бебибумеры, рожденные в 1944–1963 годах и, наверное, больше всего известные мемом «Ок, бумер». Еще есть иксы 1964–1984 годов, миллениалы, появившиеся на свет с 1985 по 2002 год, и переходное поколение между миллениалами и хоумлендерами, родившееся в 1999–2005 годах. Последним сейчас 19–25 лет, и они как раз выходят на рынок труда.
Энтузиасты и трудоголики
Начнем с бебибумеров — они замечательные, я сам из них. Мы хороши тем, что всегда выступаем за что-то большое, стратегически поднимаем отрасли, страны и континенты, — как тут может быть скучно? Если мы вдруг заскучаем, то нам надо напомнить о том, как нашими усилиями похорошела Москва при бумере Собянине или о достижениях на пути импортозамещения российской мебели. Работать на большое и важное — главная ценность нашего поколения. Классическая бумерская история про уборщицу в КБ Королева, которую спрашивают: «А чем вы занимаетесь?», и она отвечает: «Мы покоряем космос!» Поэтому, если к вам пришел заскучавший бумер (что вряд ли), напомните ему про космос.
С иксами тоже все неплохо. Их главная ценность — профессионализм во всем, что они делают. Икс всегда найдет, в чем покопаться, найдет неизведанные детали и нюансы и вдохновит себя и коллег. А если он все-таки заскучал, тогда скажите ему: «Уважаемый коллега, а придумай, как сделать мебель с фасадами из кедровых шишек. Это будет уникальный продукт, ни у кого в мире такого нет. Никто, кроме тебя и твоей команды, с этим не справится. И красиво будет, и от клопов защита, и отходы лесопиления используем. Ты самый правильный профессионал для этой задачи!»
Уверяю, он потратит на эту задачу выходные, и скука пройдет. Кстати, типичного бумера такая задача повергла бы в депрессию.
Выгорающие умники
Ох уж эти миллениалы! Это самое сложное из поколений, их, правда, не так много: период их рождения совпал с демографическим спадом 1990-х. Но работать с ними все равно придется, потому что бумеры уже почти все на пенсии, а старшим иксам до нее осталось совсем недолго. Можно, конечно, дожидаться хоумлендеров, но это опасно. Лучше правильно замотивировать миллениалов.
Но им как раз часто становится скучно.
Одна из главных ценностей миллениалов — успех. К нему они больше всего стремятся. С другой стороны, они постоянно мучаются синдромом самозванца. На работе миллениалы часто попадают в ловушку, которую сами себе и выстраивают. Ты гонишься за успехом, но если ты его добился, то нужно доказать самому себе, что добился его ты сам, ты же не самозванец! Зажав себя в эту ловушку, они выгорают, погружаются в скуку и депрессию, увольняются и улетают на Бали, чтобы пройти обряд випассаны и погрузиться в многодневное молчание. Как им помочь? Ругать их бесполезно, это только ускорит отлет на Бали, а показать им путь к успеху — это непросто, но можно. Примерно так: «Дорогой наш умник или умница, вот посмотри, у тебя очень хорошо получается объяснить другим, почему не получился проект А или Б. Давай мы тебя назначим руководить отделом обучения. Там твое умение пригодится лучше всего, ты добьешься успеха, и это будет твой личный успех, потому что именно ты, благодаря природному таланту доносить информацию, вознесешь обучение к сияющим высотам». Сложно это? Безусловно, но другого поколения нам ближайшие годы не пришлют. Или сами справляйтесь, или нанимайте психологов.
Поколение переходное от миллениалов к хоумлендерам (1999–2005) тоже любит поскучать. Кроме стремления к успеху, свойственного миллениалам, у них есть собственный страх — страх одиночества. Это поколение, выросшее в социальных сетях, угроза остаться одному не только пугает их, но и вгоняет в скуку. Главное лекарство для них — объединение в команды единомышленников, работающих над одним проектом. Соберите их вместе, и им будет весело.
Переключать форматы
Есть надежда, что нам станет полегче, когда на работу начнут выходить классические хоумлендеры, родившиеся после 2005 года. Они, как иксы, стремятся уйти в глубину, разобраться в предмете. А когда ты разбираешься в нюансах и деталях, скучно не бывает — ведь там много открытий, неизведанного, которое вдохновляет и тебя, и коллег, воодушевленных той же темой.
Кто в лидерах рейтинга лучших работодателей Forbes? Нам с Евгенией кажется, что хорошая компания-работодатель — та, которая умеет взаимодействовать с разными поколениями. В идеале одинаково хорошо со всеми. На практике это означает, что в компании умеют по-разному коммуницировать с разными сотрудниками, переключать форматы при постановке целей, разрешении конфликтов, мотивировании, привлечении, удержании. Для этого нужно уметь создавать несколько вариантов одного сообщения: переводить его на разные языки, включать разные метафоры и сравнения, учитывать сценарии действий, типичные не только для конкретного человека, но и для представителя своего поколения.
При участии Евгении Шамис
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора