К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мобилизация Трампа: как политик победил в битве за американских избирателей

 Дональд Трамп (Фото Chip Somodevilla / Getty Images)
Дональд Трамп (Фото Chip Somodevilla / Getty Images)
Работа с новыми медиа и удачный выбор тем, которые волнуют американцев, позволили Дональду Трампу обойти Камалу Харрис не только по числу выборщиков, но и по абсолютному количеству голосов избирателей, считает политтехнолог и автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский

Три президентские гонки, две попытки убийства и четыре уголовных дела — так можно кратко охарактеризовать политическую жизнь Дональда Трампа в цифрах. Кандидат от Республиканской партии смог вернуться в Белый дом и стал вторым в истории США, кому это удалось. Первым был Гровер Кливленд, ставший 22-м и 24-м президентом США еще в XIX веке.

Прошедшая избирательная кампания при всей своей остроте и непримиримости двух кандидатов в итоге подарила наблюдателям одну из самых спокойных ночей выборов. Республиканская партия получила Белый дом, абсолютное большинство в сенате (52 места) и уверенно претендует на большинство в палате представителей. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Формула победы

В 2016 году Трамп победил благодаря избирателям, к которым обычно не обращались политики, — разгневанный белый рабочий класс, студенты и люди без высшего образования. Ему удалось достучаться до голосующих и убедить их поддержать его кандидатуру. Тогда ему благоволили традиционные медиа, которые писали про каждое громкое высказывание Трампа, а также социальные сети. В 2020 году повторить успех не удалось, идущего на второй срок президента забанили в социальных сетях, его кампания сосредоточилась на негативной повестке, а сам Трамп выглядел скорее уставшим и сдавшимся, чем готовым к бою политиком. Но в 2024 году ход событий больше напоминал 2016-й.

 

Стратегия Трампа строилась на следующих принципах:

  • Игнорирование традиционных СМИ. После того как демократы заменили Джо Байдена на Камалу Харрис, Трамп сосредоточился на том, чтобы давать громкие обещания и делать спорные утверждения. Его задача была простой — чтобы критикуемые им медиа и СМИ постоянно писали про него. Так он задавал тон и содержание кампании, выступал первой скрипкой. Харрис приходилось подстраиваться и даже позаимствовать несколько идей, например об отмене налогов на чаевые.  
  • Работа с новыми медиа. Трамп стал регулярным гостем подкастов и интернет-шоу. Традиционным медиа сегодня доверяет всего 31% американцев. Это худший результат с 1972 года, когда начали проводиться такие замеры. Когда главный оппонент и часть влиятельных СМИ демонизируют твой образ, единственное, что остается, — искать альтернативу. Трамп посетил подкасты Джо Рогана (больше 40 млн просмотров), Логана Пола, Тео Вона, PBD Podcast и другие площадки. Один визит к Рогану принес ему больше просмотров, чем Камале Харрис все ее интервью за месяц. Минуя классические медиа, Трамп сумел добраться до избирателей, которые до того получали о нем достаточно одностороннюю информацию.  
  • Удачный выбор приоритетов. Трамп сосредоточился на трех главных темах, которые больше всего волновали американцев: инфляция и состояние экономики, нелегальная миграция, международные конфликты. Согласно опросам, избиратели доверяли решение этих проблем именно Трампу, а не Харрис. Работа с этими темами позволила Трампу улучшить свои показатели среди ключевых групп избирателей: молодых мужчин до 30 лет, афроамериканцев и латиноамериканцев. Первую группу Демократическая партия «успешно» потеряла, а попытки создания искусственных объединений вроде White Dudes’ Rally for Harris («Белые чуваки за Харрис») не попадали в целевую аудиторию. За время президентства Байдена молодые белые мужчины впервые с 2005 года начали поддерживать республиканцев. Среди афроамериканцев уровень поддержки тоже вырос, с 8% в 2016 до почти 18% в 2024-м. Похожая тенденция отмечена и для латиноамериканских избирателей, почти 40% которых сейчас поддерживают Трампа.   

Объединяй и властвуй

Помогла Трампу и позиция звезд кино и шоу-бизнеса. Другой вопрос — как именно помогла. В 2016 году Голливуд в основном поддержал Хиллари Клинтон, а в 2024 году выступил на стороне Камалы Харрис. Обеим это пользы не принесло. Когда известные, успешные и богатые люди поддерживают одного из кандидатов, при этом негативно высказываясь об избирателях своего оппонента, это многих раздражает. Не помогла демократам и поддержка такого ястреба-республиканца, как бывший вице-президент США Дик Чейни. В отличие от Харрис Трамп не просто привлек на свою сторону таких известных людей, как Илон Маск. Он построил успешную коалицию, в которую вошли снявшего свою кандидатуру в пользу Трампа Роберт Кеннеди-младший и бывший конгрессмен от Демпартии Тулси Габбард

 

Трамп стал первым республиканцем с 2004 года, который выиграл и национальное голосование, получив 71 млн голосов против 66 млн у Харрис, и по числу выборщиков (277 против 224). Он улучшил свой результат во всех штатах, за исключением Юты и Вашингтона, и в большей части округов. Трампу удалось невозможное для республиканцев — он сумел повысить результаты даже среди мусульман

Успехом можно считать и работу Республиканского национального комитета во главе с невесткой Трампа Ларой Трамп, которая призывала республиканцев участвовать в досрочном голосовании, лично и по почте. Напомню, что обычно республиканцы критиковали эти процедуры, но в 2024 году поменяли тактику и это сработало. В 2020 году 37% республиканцев заполнили заявление на раннее голосование, в 2024 году — 39%. У демократов эта цифра упала с 43% до 41%. 

Получилась настоящая голливудская история — пусть и без участия Голливуда. Проигравший выборы 2020 года Джо Байдену, списанный родной партией и, казалось бы, готовый уйти на покой Трамп превратил собственное поражение лишь в очередной этап жизни. Так он поступал и раньше, когда занимался бизнесом, и деловые издания раз за разом называли его банкротом и неудачником. Подобное случилось и во время праймериз 2016 года, когда журналисты посмеивались над девелопером, который решил стать президентом. И вот теперь Трамп вновь доказал, что не стоило его недооценивать. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+