SpaceX как витрина экономики данных: почему ракета тоже гаджет
Часто пишут, что для стартапа неудача с запуском продукта — это не конец и не беда, а источник ценнейшего знания и указатель пути к успеху. Такой способ развития ответственен за необычайно быстрый прогресс информационных технологий и построение цифровой стороны нашей жизни. Быстрая разработка, частые запуски для тестирования продукта в реальных условиях, сбор обратной связи и устранение багов в следующем релизе — классический и массовый для IT-сферы итеративный подход. Но при разработке сложных систем и объектов материального мира преобладает иной, более старый, линейный подход шлифовки отдельных фаз большого проекта с подробным долгосрочным планированием. Его традиционно воплощали государственные космические агентства всего мира.
Традиционный подход плох тем, что не использует преимущества, возникающие в мире, который управляется данными. Основанная на данных разработка уже, конечно, применяется в отдельных отраслях помимо IT, но трудно найти пример более яркий, чем SpaceX, причем пример наглядный и зрелищный.
Те, кто наблюдал хоть раз за прямыми трансляциями запусков SpaceX или смотрел их в записи, могли заметить (но вряд ли им много внимания уделяли) картинки и цифры в нижней части кадра. В них скупо, но наглядно отображается часть получаемой с корабля и разгонного блока телеметрии: скорость, высота над поверхностью, уровень горючего и окислителя в баках, число работающих двигателей, угол тангажа. Важно осознавать, что это лишь вершина огромного айсберга данных, которые собираются в реальном времени в ходе каждого полета и вообще каждого теста.
В ходе пятого испытательного полета корабль Starship после отделения разгонного блока провел еще около часа на суборбитальной траектории, после чего начал снижаться и постепенно вошел в плотные слои атмосферы. Все это время и вплоть до приводнения в Индийском океане, где и закончилась полетная программа, сотни тысяч зрителей прямой трансляции любовались четкой, красивой (и красочной) картинкой корпуса корабля с разных точек в хорошем разрешении. Глядя на экран, приходилось себе напоминать, что это не спецэффекты в студии, не рендеринг могучими современными генеративными ИИ-моделями, а прямая трансляция с железки, которая на высоте около 200 км несется со скоростью свыше 25 000 км/ч, по мере снижения испытывая перегрузки и обрастая все более плотным слоем плазмы, в которую превращается воздух, когда через него движется тело на таких скоростях. Помимо эстетического удовольствия, этот уникальный стриминг демонстрировал впечатляющую ширину и устойчивость канала связи корабля с Землей. Можно быть уверенным, что видео занимало далеко не всю доступную полосу канала, а в основном он был заполнен телеметрией, передающей данные с разнообразных датчиков, которыми напичкан корпус и все системы корабля, его баки, двигатели, рули, разные многочисленные контрольные точки.
Комментаторы обсуждали триумф SpaceX и команды Starship, лишь мельком вспоминая принадлежащий той же компании сервис Starlink — а ведь это был и его триумф. Практически безупречная трансляция и богатейшая телеметрия от старта до приводнения в Индийском океане показала новые впечатляющие возможности связи с использованием низкоорбитальной группировки спутников. Starlink создал себе убедительную рекламу в глазах заказчиков, которым надо не просто селфи постить из диких, не покрытых интернетом краев, но и получать данные в разных экстремальных условиях из экзотических локаций в любой точке Земли или в околоземном пространстве. Может быть, и не только получать, но и отдавать команды.
В современной экономике данных одной из ключевых является концепция цифровых двойников (интересно, что хотя идею можно проследить на несколько десятилетий назад, сам термин был введен в оборот в 2010 году специалистами NASA). Можно представить себе, насколько получаемые при каждом запуске массивы данных повышают качество и прогностические возможности двойников изделий, создаваемых в SpaceX. При этом аварии и нештатные ситуации являются особо ценным источником данных: сопоставляя результаты моделирования полета цифрового двойника и подробной телеметрии реального времени, становится возможным быстро определить момент, когда модельные данные разошлись с наблюдаемыми, и в итоге локализовать проблему.
В мире, где правят данные, держатель уникальных данных получает колоссальное конкурентное преимущество. Можно не сомневаться, что SpaceX это прекрасно осознает и использует. Конечно, работая с NASA по контрактам, компания передает много данных в агентство, но вряд ли все. Об открытом доступе речи тем более не идет. В итоге конкурентам SpaceX приходится ее догонять еще и в объеме накопленных данных, а это тяжелейшая задача.
После пятого испытательного полета ввод Starship в коммерческую эксплуатацию уже не кажется фантастическим, хотя до этого момента все еще остаются годы. Но после этого Starship начнет оказывать на земную экономику заметное влияние. В первую очередь потому, что цена доставки полезной нагрузки на низкие околоземные орбиты, как ожидается, должна упасть раз в 20 по сравнению с сегодняшней. В понятных терминах: она станет сопоставима с расценками на земную международную экспресс-доставку авиацией.
А пока придется терпеливо ждать следующий, шестой, испытательный полет Starship, в ходе которого планируется опробовать еще одну раньше не существовавшую технологию — дозаправку корабля топливом на околоземной орбите. Она необходима для строительства обитаемых лунных баз и вообще налаживания грузопотока (и доставки людей) между Землей и Луной. Нам еще предстоит понять и увидеть, как освоение не только орбит, но и нашего спутника отзовется на земной жизни. В реальности, а не в сериале «Ради всего человечества».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора