К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз»

Горожане на праздновании победы на парламентских выборах партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» (Фото Александра Патрина / ТАСС)
Горожане на праздновании победы на парламентских выборах партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» (Фото Александра Патрина / ТАСС)
Сразу после прошедших 26 октября парламентских выборов улицы Тбилиси удивляли своей тишиной. И власти, и оппозиция подняли ставки так высоко, что всем казалось: кто бы ни победил, итоги голосования придется подтвердить в лобовом столкновении. Впрочем, как считает специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев, если протесты не вспыхнули в ночь после выборов и даже на следующий день — это еще не значит, что победа правящей в стране «Грузинской мечты» окончательна

Неповиновение с запозданием

Результаты выборов в Грузии теоретически должны были означать сохранение статус-кво: хотя «Грузинская мечта» и получила дополнительные мандаты (было 84, а стало 89 из 150), это все еще простое, а не конституционное большинство. Но после всего, что сказано и сделано в ходе этой кампании, никто не поверит, что Грузия сможет жить по-прежнему. 

Еще в августе премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что после победы на выборах власти намерены запретить «коллективное Национальное движение» — так он назвал оппозиционные партии, якобы связанные с бывшим президентом Михаилом Саакашвили и его политической силой. «Нельзя, чтобы представители преступной партии пользовались статусом членов парламента Грузии», — говорил он, отмечая, что такое решение должен принять Конституционный суд.

Разумеется, после такого ни о каких компромиссах или коалициях, для которых и существуют парламенты, не могло быть и речи: обе стороны видели в выборах схватку, в которой должен остаться только один. Поэтому после объявления результатов оппозиционерам остался только один путь. «Это было тотальной фальсификацией, тотальным захватом ваших голосов с использованием всех возможных способов фальсификации выборов, которые видели в разных странах и этой стране. <...> Признание этих выборов невозможно. Это равносильно признанию прихода России сюда, подчинению Грузии России. Я не для этого приехала в эту страну (Саломе Зурабишвили родилась во Франции и изначально приехала в Тбилиси как посол этой страны), не для этого жили наши предки, и мы не смиримся с этим», — заявила в воскресенье президент страны Саломе Зурабишвили, призвав противников власти перекрыть проспект Руставели в понедельник, 28 октября. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Хотя президент в Грузии — номинальная фигура, ее призыв оказать сопротивление правящей партии имеет большое значение. Оппозиция едина и представляет собой «коллективное Национальное движение» лишь в речах функционеров из «Мечты». На самом же деле это несколько групп, которые совершенно не стремятся объединяться под чьим-то флагом, тем более что даже на этих выборах они набрали примерно равный результат: «Коалиция за перемены» — 11,2% голосов, «Единство — Национальное движение» — 9,8%, «Сильная Грузия» — 9%, «Гахария за Грузию» — 8,2%. Последние две партии даже вели переговоры об объединении в блок, но они ни к чему не привели. Поэтому появление у протестов одного лица — лица Саломе Зурабишвили, которая последовательно боролась с «Мечтой», — важно для консолидации. Это подчеркивает и сама президент, называя себя «единственным оставшимся независимым институтом». 

И тем не менее стать единым кулаком против «Грузинской мечты» оппозиционерам вряд ли удастся. Однозначно и твердо об отказе от полученных мандатов сразу заявили «Коалиция за перемены» и «Единство — Национальное движение». Две остальные затем присоединились к ним, но полного доверия все равно не хватает — тот же Георгий Гахария явно не вписывается в коллектив. Всю свою карьеру Гахария делал при «мечтателях»: в 2016 году стал министром экономики, в 2017-м — главой МВД, а в 2019 году — премьер-министром. В оппозицию он ушел совсем недавно — в 2021 году, не согласившись с решением суда об аресте Ники Мелии, главы партии Саакашвили. Тем не менее именно Гахария отдал приказ о жестком разгоне демонстраций в «ночь Гаврилова» в 2019 году, когда недовольство оппозиционеров вызвало визит в грузинский парламент депутатов Госдумы. По словам Гахарии, он присоединится «только к народному, но не партийному протесту», так как иметь хоть что-то общее с Национальным движением он не хочет. 

 

Среди сторонников грузинской оппозиции раздаются голоса, что если проспект Руставели не перекрыли в ночь с субботы на воскресенье, то игра уже закончена — рано или поздно в рядах оппозиции появятся штрейкбрехеры, которые примут мандат и легитимизируют результаты. Но опыт самой Грузии учит, что это не так. На выборах 2 ноября 2003 года тоже победила власть — Эдуард Шеварднадзе и его союзники. После этого несколько дней ситуация колебалась, и лишь к 13 ноября появились первые разговоры о пересмотре результатов голосования. Но даже 20 ноября власти надеялись, что оппозиционерам хватит и незначительных уступок. Ситуацию переломило лишь первое заседание нового парламента 22 ноября, на которое прямо во время выступления Шеварднадзе ворвались оппозиционеры с розами в руках. Первое заседание парламента после выборов 2024 года еще впереди.

Наблюдатели и соседи

Скептики, утверждающие, что у грузинских оппозиционеров ничего не получится, ссылаются на слабую международную реакцию, например на отчет ОБСЕ, который якобы указывает на отсутствие нарушений на выборах.

Разумеется, процедурно выборы и правда прошли лучше, чем в 2003 году, когда, по некоторым свидетельствам, глава села мог положить в урну пачку бюллетеней со словами: «У нас все за Шеварднадзе». Практически по всей стране были установлены электронные урны, а итоги голосования на участке в Марнеули, где был зафиксирован наглый вброс бюллетеней, — отменены

 

Но, как хорошо известно россиянам, атмосфера во время самой предвыборной кампании едва ли не важнее, чем наличие или отсутствие вбросов в день голосования. И здесь у наблюдателей как раз есть серьезные претензии. «Кампания была конкурентной, но сдержанной, и участники в целом могли свободно агитировать, однако сообщения о запугивании, принуждении и давлении на избирателей, особенно на сотрудников государственного сектора и экономически уязвимых лиц, продолжали поступать, вызывая опасения относительно возможности некоторых избирателей свободно формировать свои мнения и голосовать без страха, что противоречит обязательствам ОБСЕ и международным стандартам», — заявила делегация ОБСЕ. 

Объединенный отчет от Совета Европы, ОБСЕ и НАТО звучит еще жестче. «Эти выборы были отмечены высокой поляризацией политического и медийного пространства, ненавистническими высказываниями в адрес оппозиции и гражданского общества, а также антагонизмом в отношении института президентства. Качество выборов отражало предвыборный период. С учетом случаев подкупа избирателей, широко распространенной атмосферы давления и организованного партиями запугивания до и во время выборов, особенно в сельских районах, а также вопросов о беспристрастности государственных институтов, мы выражаем обеспокоенность по поводу условий проведения выборов, особенно в связи с неравными условиями, которые подрывают доверие к их результатам и объясняют реакции на результаты выборов», — заявил Юлиан Булай, глава делегации ПАСЕ.

Разумеется, это не похоже на слова Зурабишвили о «тотальных фальсификациях», но вполне оставляет международным партнерам пространство для маневра. Впрочем, и тут есть нюанс: глава Евросовета Шарль Мишель обещал обсудить ситуацию в Грузии на неформальном саммите в Будапеште, который пройдет только 8 ноября. Значит, оппозиции придется сохранять напряжение как минимум полторы недели. 

«Глубокую обеспокоенность» по поводу грузинских выборов уже выразили Польша, Латвия и Литва, а поздравить «Грузинскую мечту» с победой успели венгерский премьер Виктор Орбан (он даже вылетел в Тбилиси, чтобы сделать это лично), Ильхам Алиев из Азербайджана и, внезапно, армянский премьер и бывший лидер местной «бархатной революции» Никол Пашинян

Россия, конечно, тоже хочет сыграть свою партию, но находится не в том положении, чтобы отправлять поздравительную телеграмму Ираклию Кобахидзе. Во-первых, он уже успел заявить, что не станет восстанавливать дипломатические отношения с Москвой, так как она «продолжает оккупацию 10% территории» страны. А так как намеки на помощь в реинтеграции Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии Москва прекратила, других козырей уже не остается. Да, журналисты «Соловьев Live» могут ходить по Тбилиси и искать тех, кто прямо говорит о необходимости дружить с Россией, но совершенно не исключено, что, удержав свою победу, «Грузинская мечта» сделает вид, что ничего Москве не должна, и сконцентрируется  на восстановлении отношений с Евросоюзом. 

 

Впрочем, еще ничего не решено. Оппозиция явно делает ставку на игру в долгую, и в итоге все будет зависеть от ситуации на улицах и внешней реакции на нее. Хотелось бы, чтобы обошлось без жертв, но вот без синяков, водометов и слезоточивого газа точно не обойдется. Тем более что, сделав заявление в воскресенье вечером, Саломе Зурабишвили дала «мечтателям» из правительства вполне достаточно времени, чтобы подготовиться.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+