К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Квадроберы атакуют: как модная субкультура тестирует российское общество

Фото Getty Images
Фото Getty Images
С квадроберами произошла понятная история — сложившейся в России системе важно создавать все новые и новые образы врага, за счет этого она обретает свою значимость и создает привилегированную касту стражей. Однако, как считает социолог Алексей Фирсов, инициаторам запретов надо пройти так тонко, чтобы самим не показаться смешными, потому что ирония страшна для любой серьезной инстанции. Все ведь знают: чем больше запрещаешь, тем больше хочется, и чем нелепей запрет, тем активней обсуждают само явление

Беда пришла, откуда не ждали — из царства лесов, джунглей, саван. Дети не хотят быть людьми, хотят вернуться, скользя по «лестнице Ламарка» (концепция французского ученого-естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка, которая отображает эволюцию животного мира. — Forbes), к низшим видам. Отдать, как взятое взаймы, свое сознание, жить, подчиняясь инстинкту, порывам. Сменить не только рацион, но радикально — свою идентичность.  

Разумеется, обсуждают идеологи, эту идею подбросили те, кто уже лишил биологической основы гендер. И хотя генезис квадробинга произошел в Японии, сторонники запрета связывают его прежде всего с западным влиянием. «Будь тем, кем ты хочешь, ведь ты этого достоин. Или достойна. Или достойно», — такой якобы концепт подбрасывают юным душам. Не случайно именно сегодня, когда буксуют другие инструменты разрушения идентичности. Напротив, опросы надежно показывают: самосознание крепнет и по степени своего уплотнения скоро приблизится к точке сингулярности. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Вредные запреты

Задача государства — остановить квадроберов, противостоять даже малейшему риску. Но как, какими средствами? Можно запретить продажу масок — на маркетплейсах с начала года аксессуары для новой субкультуры выросли во много раз. Но ведь сделают из подручных материалов, нарисуют, будут покупать под предлогом новогоднего маскарада. Никакие запреты не спасают от того, что половина школьников курит свои «ашки». 

 

Провести специальный урок «Разговоры о важном»? Как минимум, надо менять расписание. Урок этот идет по понедельникам в 08:30 утра, и дети, как правило, на нем досыпают после активных выходных. При этом изменить расписание нельзя, поскольку, по замыслу авторов программы, именно этим уроком дети должны встречать зарю новой недели, чтобы пройти ее в бодром, заряженном ритме с выверенной идеологической оптикой. 

Запретить пропаганду в почти уже запрещенном TikTok (соцсеть заблокирована в России)? Так ведь давно уже никто из мира взрослых не знает (и не догадывается, что это надо узнавать), по каким каналам подростки формируют свои тренды. Например, через форумы, интегрированные с цифровыми играми, которые собирают аудитории в десятки тысяч школьников. Их как контролировать? Есть еще один ресурс — многочисленные молодежные движения, пришедшие на смену пионерии и комсомолу. Говорят, в них уже миллионы школьников. Пора доказать делом эффективность этих проектов. Пусть ходят по улицам и социальным сетям, отлавливают маргиналов. Проблема в том, что пятая колонна может оказаться внутри этой группы: активисты окажутся оборотнями, сами будут превращаться в волков, только выйдя за рамки контроля.  

 

Здесь инициаторам запретов надо пройти так тонко, чтобы самим не показаться смешными, потому что ирония страшна для любой серьезной инстанции. Все ведь знают: чем больше запрещаешь, тем больше хочется, и чем нелепей запрет, тем активней обсуждают само явление. Можно действовать хитрее: то, что нельзя обуздать, попробовать приручить. Например, объяснять всеми доступными средствами, что квадробинг сам по себе — дело неплохое. Любовь к природе, экологическое сознание, устойчивое развитие. Даже полезное. И потом в русских народных сказках часто случалось подобное: Иванушка превращался в козленка, царевна становилась лягушкой, и это не помешало принцу ее поцеловать. 

После тезиса об официальной легитимации половина аудитории поскучнеет и начнет искать другие забавы, поскольку самое страшное для многих подростков — идти в официально одобряемой колее. А второй группе можно предложить ориентироваться исключительно на национальную фауну: медведей, лис, зайцев, птиц средней полосы. Прививать любовь к национальной экосистеме. Таким образом, оружие врага можно обратить против него же — направить на цементирование скреп. 

Равноправие против иерархии

Но если в порядке эксперимента выйти за границы теории заговора, то моду на квадробинг можно вывести из нескольких факторов. Тренд мог возникнуть из естественного стремления подростков к смене идентичности — дети по своей природе склонны к ролевым играм, так как довольно циклическая жизнь (школа — дом — кружок), перегруженность школьной программой, дефицит общения с родителями приводят к поиску альтернативной реальности. Желание стать радикально другим естественно для определенного типа сознания, а к нему примыкает более широкая группа тех, кому этот эксперимент кажется веселым, модным и, главное, дающим возможность самостоятельного выбора. 

 

Психологи порою объясняют интерес к квадробингу тем, что внимание взрослых к домашним животным может оказаться выше, чем к собственным детям, — гипотеза спорная и слишком натянутая, но в ней есть понимание того, что текущая реальность становится детям малоинтересной. Значительная часть детских развлечений задается сегодня взрослыми (вот вам экскурсия, вот вам правильные игры), но мы вступили в период, когда дети, за счет средств горизонтальной коммуникации, сами стремятся создавать собственную повестку.  

Конечно, на эти факторы проецируется более высокая толерантность детей к тому, что в мире взрослых считается перверсией, отклонением. Культура все больше сегментируется, распадается на довольно автономные зоны; нет мейнстрима, который стягивал бы эти фрагменты к единой оси. А раз так, каждая новая сущность воспринимается молодежью как обладающая собственным онтологическим равноправием. Процесс такого распада тревожит часть общества, привыкшую к структурной и ценностной иерархии, но пока не видно инструмента, который развернет течение в обратную сторону. 

Политика запрета здесь вряд ли поможет: даже если жестко заблокировать одну из субкультур, энергия поиска новых идентичностей начинает подхватывать другие формы — если не эльфы, не герои анимэ, не животные, то какие-то инопланетные или вообще принципиально другие сущности. Запреты только усиливают интерес к теме, делают эксперимент более интересным. В таких случаях просто пройти мимо, пожать плечами, иронично усмехнуться, расспросить, какой он на вкус, кошачий корм, может быть более эффективным способом сменить повестку детского сознания, чем законодательные инициативы.

Однако системе важно продуцировать образ врага, образ опасности. За счет этого она обретает свою значимость, создает привилегированную касту стражей. Вспышки регуляторных идей последнего времени — в отношении чайлдфри, квадроберов, уличной гопоты, воссозданной в «Слове пацана», — это естественный процесс механизма который, раз уж он создан и заведен, не может стоять без дела. Креативные индустрии, которые другой рукой пытается развивать государство, будут периодически подбрасывать идеи для этого процесса.  

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+