Миграционная политика для России — большой вопрос, прежде всего из-за сокращения потенциальной рабочей силы в связи с демографическими трендами. По прогнозам Росстата, население страны может сократиться с 146,4 млн человек на начало 2023 года до 143,2 млн человек уже к 2030 году. И это в то время, когда повышенный спрос на рабочую силу в условиях структурной перестройки экономики уже привел к росту числа занятых в 2019–2024 годах на 2,7 млн человек.
К осени 2024 года уровень безработицы в России достиг исторического минимума — 2,4%. На фоне рекордного спроса на труд предприятия сообщают об угрожающем дефиците кадров, кадровый голод испытывают 86% из них. В Минэкономразвития еще в 2023 году подсчитали, что через шесть лет России потребуется дополнительно 2,3 млн рабочих рук. По разным оценкам, сотни тысяч рабочих рук нужны будут в строительстве, IT-секторе, ЖКХ, транспорте.
Проблема дешевого труда
Понятно, что в среднесрочной перспективе проблему дефицита кадров можно решить двумя способами — повышением производительности труда и привлечением новой рабочей силы. Необходимость второго, конечно, зависит от успехов первого, но в России производительность пока растет медленно — 1,6% в год с 2008-го по 2021-й, поэтому и чисто физическое решение проблемы дефицита кадров неизбежно. Но самой успешной демографической политики будет недостаточно — даже если резко увеличить рождаемость, новые поколения выйдут на рынок труда в 2040-е годы, а столько ждать Россия не может.
Использовать потенциал миграции в любом случае придется — осознавая и решая все возникающие при этом сложности. А они неизбежны. Интеграция трудовых мигрантов в общество стала проблемой не только в России. Вопросы легальности отношений в сфере трудовой миграции то и дело возникают в Евросоюзе, в США — где они стали одним из главных сюжетов президентской кампании 2024 года, и во многих других странах мира.
Поэтому первое, что представляется важным для России, — это ввести вопросы миграции в настоящее правовое поле. Да, сейчас видны усилия государства по ужесточению миграционного законодательства, отдельные регионы вводят прямые ограничения на использование иностранной рабочей силы. Можно сказать, что это первая реакция на проблему.
Но миграционный поток нельзя просто остановить, его надо правильно регулировать. И здесь важно понять, что привело к масштабному нарушению миграционных правил. В первую очередь это охота за дешевыми трудовыми ресурсами, а они становятся еще дешевле, когда не соблюдаются формальности, не оформляются трудовые договора и патенты, и вообще у работника нет легальных оснований для пребывания в России.
Возможно, часть этих факторов перестанет действовать благодаря ужесточению миграционной политики, но важнее убрать стимулы для новых нарушений в будущем. И общим решением здесь может стать четкая привязка иностранного работника к работодателю. Сейчас получивший патент должен в течение двух месяцев сообщить о вступлении в трудовые отношения, но ведь все эти миллионы письменных и устных (как допускается в законодательстве) трудовых договорных отношений нужно отслеживать.
Проще, если с самого начала за пребывание мигранта в стране будет отвечать работодатель. Условием для приезда в Россию должен стать предварительный трудовой контракт. Такая схема работает в некоторых странах Европы.
Обновление миграции
И еще: зачем ограничивать въезд мигрантов из визовых стран в пользу безвизовых? Ведь ресурсы трудоизбыточных стран Азии, Африки и Латинской Америки гораздо больше, чем у наших ближайших соседей по СНГ, где зарплаты уже догоняют российский уровень, а количество прибывающих работников меньше выбывающих. Например, в Сербии уровень безработицы — 9,6%, в Бангладеш — 5,1%, Индии — 7,4%. Поэтому стоит подумать об отмене квотирования иностранной рабочей силы в принципе, заменив его порядком, который уже используется для неквотируемых профессий. Под уже заключенный контракт въезжать будет намного легче, помимо прочего, это поможет и увеличить культурное многообразие трудовой миграции.
С другой стороны, большинство работников обычной и средней квалификации въезжают ненадолго, на срок меньше года, поэтому можно уравнять и безвизовых, и визовых мигрантов в процедурах, заменив для визовых мигрантов разрешение на работу обычным патентом. Если же работник хочет остаться более чем на год — то уже обязательно оформлять разрешение на работу. Причем для всех иностранных граждан — и из безвизовых, и из визовых стран. В любом случае условием пребывания в России будет действующий трудовой контракт.
Стоит отметить, что приезжающие на срок больше года нередко имеют и более высокую квалификацию. И для них тоже можно существенно упростить процедуры, например, разрешить заключение предварительного трудового контракта онлайн, устранить бюрократические проблемы, которые фиксируются сейчас при въезде квалифицированных специалистов.
Не менее важно работать с другими странами по системному привлечению рабочей силы. Должны быть центры приема работников, их адаптации, решения процедурных вопросов, возникающих как в странах-донорах, так и при въезде в Россию. Нужны механизмы разделения ответственности между принимающей и направляющей стороной, которые позволят определить ключевые потребности российского рынка труда и правильно подобрать специалистов. Сейчас такие планы обсуждаются властями России и Таджикистана.
Как управлять миграционной политикой — оставим ответ на этот вопрос на усмотрение государства, но идея создания отдельного органа витает в воздухе. Если вовремя начать грамотно регулировать процесс, то вполне можно сочетать выгоды для экономики с решением безусловно крайне актуальных сейчас вопросов безопасности.
И, конечно, организация притока иностранной рабочей силы не отменяет стимулирования внутрироссийской миграции, работы с соотечественниками за рубежом и столь необходимого экономике повышения роста производительности труда.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора