К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не только облака: почему коммерческие дата-центры отъедают долю у корпоративных ЦОДов

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
В России бурно развивается рынок коммерческих дата-центров для хранения и обработки данных. Речь не обязательно идет об использовании облаков -- виртуальных машин, которые позволяют наиболее эффективно использовать IT-ресурсы. Многим компаниям удобно размещать и собственные серверы в сторонних дата-центрах. О том, почему в России и во всем мире коммерческие дата-центры постепенно отъедают долю рынка у корпоративных, рассуждает в колонке для Forbes партнер аналитического агентства iKS-Consulting Татьяна Толмачева

По прогнозам iKS-Consulting, к 2028 году российский рынок коммерческих ЦОДов (центров обработки данных) может вырасти в 2,1 раза по сравнению с 2023-м, достигнув 148 000 серверных стойко-мест, на фоне цифровизации экономики и роста спроса на услуги дата-центов в регионах. При этом в денежном выражении объем рынка может увеличиться в 2,8 раза до 121 млрд рублей за счет ожидаемого роста ставок аренды площадей ЦОДов под размещение серверов компаний.

Это часть общемировой тенденции: растущее применение цифровых технологий — например, искусственного интеллекта, цифровых двойников, виртуальной реальности, блокчейна и др. — требует все больше вычислительных мощностей. Практически все отрасли переживают цифровую трансформацию и переводят все свои производственные и бизнес-процессы в цифровой формат.

По оценке экспертов Всемирного экономического форума, количество данных, которые производятся, хранятся и потребляются в мире, в 2025 году вырастет в три раза по сравнению с 2020-м. В интернет переходят не только продажи многих видов товаров, но и корпоративные бизнес-процессы. Компании используют большие данные, чтобы прогнозировать различные аспекты своей работы и повышать эффективность.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Свое или чужое

Чтобы хранить и обрабатывать растущие объемы информации, у предприятий есть два пути. Можно развивать собственную IT-инфраструктуру, либо арендовать ее у специализированных провайдеров. Одну серверную стойку — «шкаф», рассчитанный примерно на 40 серверов (компьютеров для обработки данных) — компания еще может держать у себя в офисе. Но когда объемы информации измеряются петабайтами и требуют десятков серверных стоек, то требуется уже центр обработки данных.

ЦОД или дата-центр — это специальный инженерный объект (отдельное здание или выделенное помещение), предназначенный для размещения IT и телекоммуникационного оборудования и обеспечивающий его бесперебойную работу. ЦОД отличается от серверных комнат, которые пока еще остаются популярными среди российских компаний. Строительство и эксплуатация дата-центра требует значительных инвестиций и определенный набор компетенций. К нему подведены необходимые электрические мощности, установлены современные системы охлаждения (что важно для серверов) и пожаротушения. В дата-центрах обеспечена физическая безопасность — охрана, видеокамеры, пропускной режим. А системы энергопитания и связи зарезервированы на случай аварии.

 

Построить или купить собственный ЦОД могут себе позволить только крупные компании уровня «Роснефти» или «Северстали». При этом, скорее всего, мощности такого дата-центра не будут полностью использоваться – их всегда проектируют «с запасом», в расчете на пиковый объем в будущем. Для компаний поменьше более эффективным решением являются коммерческие ЦОДы, которые строят специализированные провайдеры для размещения IT-инфраструктуры клиентов.

Хозяева дата-центров

По оценке iKS Consulting, объем рынка коммерческих ЦОДов в России с 2020 года вырос на 80% и по итогам 2024 года превысит 82 000 серверных стойко-мест. Лидером этого рынка является компания РТК-ЦОД, «дочка» «Ростелекома». После приобретения крупного дата-центра на севере Москвы этим летом ее мощности выросли до 27 000 серверных стоек. Это втрое больше, чем у каждого из ближайших конкурентов — IXcellerate (более 8000 стоек), «Росатома» и DataPro (по 6600).

Полная или частичная миграция на коммерческую инфраструктуру специализированных провайдеров — естественный путь изменения моделей потребления IT-инфраструктуры во всем мире. Есть с десяток причин, из-за которых бизнес переносит свое вычислительное оборудование в специально построенные для этого сооружения. Самая важная причина — компании уже осознают разницу между серверной комнатой и дата-центром. Не исключение и российский рынок.

 

Согласно нашим данным, в последние годы доля корпоративных ЦОДов на российском рынке снижается, а доля коммерческих ЦОДов растет. В прошлом году она составила 18,6% в общем объеме серверных стоек, а в 2027 году может превысить 25%. Для сравнения: аналогичный показатель в среднем по миру уже достиг 31%, а доля корпоративных продолжает снижаться. В глобальном масштабе коммерческие ЦОДы это огромный бизнес. У мировых лидеров — компаний Equinix и Digital Realty — несколько сотен дата-центров по всему миру и капитализация $84 млрд и $53 млрд соответственно. Крупные корпорации, продающие товары по всему миру, могут пользоваться их IT-инфраструктурой в большинстве регионов присутствия.

Разные модели

Важно отметить, что аутсорсинг IT-инфраструктуры бывает разным. Клиенты могут арендовать пространство в коммерческом ЦОДе для размещения своих серверов, отдельные серверные стойки, либо место в серверных стойках. Во всех этих случаях они самостоятельно контролируют работу своих серверов. Такая услуга называется колокация.

Альтернативно заказчики могут перенести свои информационные системы и базы данных на платформы провайдеров облачных инфраструктурных сервисов, которые также размещаются на серверах в дата-центрах. В этом случае облачный провайдер отвечает за работу серверов.

Сейчас оба варианта уже популярны среди российских компаний. Мотивация выбора безопасности, наличие команды опытных инженеров, которые могут сами управлять серверами, определяют выбор в пользу услуг колокации. Таким клиентам удобнее арендовать место под свое оборудование в коммерческом ЦОДе. Другие заказчики хотят полностью делегировать заботу об IT-инфраструктуре провайдеру, а сами заниматься основным бизнесом. Им проще использовать «облачную виртуальную инфраструктуру», которую можно легко и быстро подстраивать под свои текущие потребности.

ЦОД или облако

Не все операторы коммерческих ЦОДов оказывают облачные услуги. Для этого нужны не только дополнительные инвестиции, но также технологические и продуктовые компетенции. Среди топ-10 операторов коммерческих ЦОДов в России лишь трое входят в топ-10 облачных провайдеров. Это РТК-ЦОД, Selectel и МТС.

 

Облачный бизнес технологически сложнее, а значит, и степень доверия к нему со стороны заказчиков формировалась дольше. Сейчас мы наблюдаем, что часть клиентов, которые опасались за информационную безопасность в облаках, теперь готовы начинать использовать облачные сервисы. И их доля неуклонно растет.

Мы видим, что в основе выбора российскими компаниями модели использования IT-инфраструктуры превалируют вопросы информационной и кибербезопасности, экономической целесообразности, требования к бесперебойности работы IT-инфраструктуры.

Объем данных растет. Корпоративная IT-инфраструктура становится технологически сложнее. Все это будет стимулировать дальнейшему проникновению модели аутсорсинга IT-инфраструктуры среди российских компаний. Коммерческих ЦОДов будет все больше, а использовать их можно гибко — как для размещения своих серверов, так и для использования облачной IT-инфраструктуры, развернутой на серверах провайдера.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+