К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эхо пейджерной атаки: как Иран и его союзники обдумывают ответ Израилю

Глава «Хезболлы» Хасан Насралла выступает с речью после взрывов (Фото EPA / TASS)
Глава «Хезболлы» Хасан Насралла выступает с речью после взрывов (Фото EPA / TASS)
Комбинированная атака против ливанской «Хезболлы» обозначила новый виток конфликта в регионе. При этом ливанская группировка пока не спешит с ответным ударом, а Израиль не стал развивать первоначальный успех и задействовать сухопутные войска. Востоковед Леонид Цуканов считает, что израильские власти будут ждать более удобного момента для проведения операции, чтобы представить ее как оборонительную, а не наступательную

Пейджерная атака 17–18 сентября стала одной из самых масштабных «троянских» акций израильских спецслужб. Помимо пейджеров, взрывчаткой оказались начинены рации Icom v82. Также, по данным арабских СМИ, детонировали электронные будильники, планшеты и другие цифровые устройства. Общее число пострадавших достигло 4000 человек.

Эффект от микроподрывов впоследствии был подкреплен воздушным налетом: 19 сентября израильская авиация атаковала Южный Ливан, поставив рекорд по плотности и частоте ракетно-бомбовых ударов. За несколько часов по территории Ливана их было нанесено не менее 50.

Однако на этом израильский Генштаб счел операцию законченной, отчитавшись о превентивном уничтожении «порядка 30 готовых к использованию пусковых установок» движения, а также о поражении военной инфраструктуры «Хезболлы».

 

Несмотря на то, что Израиль позиционирует каждую операцию на Севере как оборонительную, Генштаб все больше присматривается к ливанскому направлению, о чем свидетельствуют в том числе изменение публичных целей операции «Железные мечи» и переброска наиболее боеспособных частей, таких как 98-я дивизия «Ха-Эш», из окрестностей Газы в приграничные районы на севере Израиля.

Однако премьер-министр Биньямин Нетаньяху, ключевой апологет наступления на Ливан, по-прежнему испытывает серьезное давление со стороны общественности и некоторых представителей генералитета — последние отговаривают премьера от «ливанской авантюры» до полного разгрома ХАМАС. Понятно, что активные ответные действия со стороны «Хезболлы» легитимизировали бы израильскую операцию на Севере.

 

«Хезболла» обещает ответ

Выступление генерального секретаря «Хезболлы» Хасана Насраллы по итогам израильских атак 17–18 сентября многие сочли чересчур сдержанным. Насралла, в сущности, не сказал ничего нового — лишь указал, что ответ на «израильскую агрессию» будет дан, но операция «будет носить скрытый и неожиданный характер». Фактически «Хезболла» повторила те же тезисы, что озвучивала после ликвидации израильтянами одного из высокопоставленных командиров движения Фуада Шукра в августе 2024 года.

При этом слова Насраллы все же косвенно указывают на дальнейшие планы движения. Например, из его уст прозвучало завуалированное обещание «выселить еще больше израильтян из домов на Севере», что можно трактовать как намерение расширить зону ударов в приграничье.

Однако в целом «Хезболла» по-прежнему предпочитает занимать гибкую позицию по вопросу дальнейшей эскалации с Израилем и не давать противнику повода для придания планируемому «броску в приграничье» характеристик оборонительной операции.

 

Ожидания от Тегерана

Инцидент в Ливане обострил споры среди входящих в орбиту влияния Тегерана группировок и движений, которые ждут от Ирана немедленной реакции, но понимают ее по-разному.

Наиболее воинственную позицию ожидаемо занимает ХАМАС. Его лидер Яхья Синвар отметил, что движение полностью готово продолжать борьбу, несмотря на потери. Перспективу вторжения израильских сил в Ливан в движении рассматривают как шанс нарастить операции в Газе, а также получить более активную поддержку со стороны Ирана.

Аналогичных взглядов придерживаются йеменские хуситы. Движение (и без того являющееся основной «ударной силой» Ирана в контексте конфликта в Газе) обещает в случае эскалации поддержать «Хезболлу» живой силой, отправив в Ливан «тысячи мотивированных бойцов». Скорее всего, это лишь риторика, однако хуситы вполне способны нарастить количество ракетных ударов по израильской территории, применяя при этом все более сложное оружие. Они надеются, что после ливанского инцидента Тегеран снимет негласные ограничения на удары по Израилю и позволит движению действовать более свободно по сравнению с предыдущими месяцами. С другой стороны, в случае с хуситами сдерживающим фактором являются саудо-иранские договоренности о региональной разрядке, нарушать которые движение не заинтересовано. 

Позиция прокси-группировок из Ирака и Сирии пока до конца непонятна: проиранские подразделения из этих стран присоединяются ко всем «ударным» акциям против Израиля и его союзников, однако пока не отреагировали на ливанский инцидент, ожидая инструкций от Тегерана.

Более того, некоторые группировки, например, иракская «Харакат Хезболла Ан-Нуджаба», претендующая на главенствующую роль среди ирако-сирийского альянса прокси-сил, в большей степени сосредоточены на проведении «беспокоящих акций» в отношении США и не рассматривают удары по израильской инфраструктуре в качестве основного направления борьбы.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что касается Ирана, то для него атака пейджеров стала репутационной проверкой. Многократно отложенный «удар возмездия» по Израилю, который Тегеран был готов свести к символическому в рамках процесса разрядки с США и аравийскими монархиями, после событий в Ливане приобрел почти неизбежный характер. Отказ от удара (или его недостаточный масштаб) может обернуться не только потерей влияния, но и обострением внутриполитической обстановки внутри Ирана. Тем более, что голоса сторонников «жестких мер» звучат все громче, и игнорировать их официальному Тегерану становится сложнее.

С другой стороны, Тегеран не заинтересован в прямом столкновении с Израилем, в которое с высокой долей вероятности окажутся втянуты также США, а потому ищет способы перевести противодействие Израилю в другую плоскость. 

В данном случае «удар возмездия» может иметь составной характер, а его элементами станет наращивание ударов по израильской инфраструктуре в киберпространстве, а также раскачивание общественной обстановки внутри Израиля. Не исключено и отзеркаливание израильской пейджерной атаки. Однако при любом раскладе бремя силовых акций по-прежнему останется на ключевых прокси-группировках Ирана.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+