Спорный инструмент: как искусственный интеллект расколол музыкальную индустрию
Зачем использовать ИИ
Многие современные музыканты активно применяют технологии и поддерживают их развитие. Так, американская рок-группа Linkin Park в 2023 году создала с помощью нейросетей клип на неизданную ранее песню. А канадская певица и бывшая девушка Илона Маска Grimes в апреле того же года разрешила использовать свой голос для генерации песен в ИИ-сервисах и даже обещала гонорар за успешные кейсы. Еще один известный пример из международной практики — виртуальные концерты японского виртуального исполнителя Hatsune Miku. Авторы проекта синтезируют голос персонажа с помощью ИИ. А Харви Мейсон, президент Национальной академии искусства и науки звукозаписи, которая ежегодно вручает «Грэмми», в августе этого года разрешил номинировать на премию музыку, созданную с использованием искусственного интеллекта.
В России, как показал наш опрос среди 300 артистов, продюсеров и владельцев лейблов, свыше половины игроков интересуются, но пока ни разу не использовали ИИ для создания музыки. Но почти половина так или иначе экспериментировала с нейросетями: 17% опрошенных сводили с их помощью музыкальные композиции, 21% генерировали музыку и отдельные звуки, 26% — синтезировали вокал или обрабатывали голос.
В сфере продвижения музыки ситуация чуть иная. Свыше половины опрошенных создавали с помощью нейросетей обложки релизов, четверть — виджеинг (видеоряд, на фоне которого выступает артист). Почти 40% наших респондентов также писали тексты для социальных сетей в поддержку своих работ. Есть и громкие кейсы. Например, в этому году во время выступления российской певицы Полины Гагариной транслировался ролик, сгенерированный в нейросети Kandinsky от «Сбера».
Популярность ИИ растет по мере появления новых доступных инструментов. Уже сейчас на рынке представлены десятки нейросетей, заточенных под нужды музыкантов и их команд. Так, для создания или обработки музыки можно использовать MusicGen, BandLab, Boomy AI, Loudly, Sounddraw и др. Все они работают по единому принципу: пользователь вводит текстовый запрос вроде «Напиши мне песню о луне» — и получает готовую мелодию. Один из самых известных инструментов — Gemini от Google. С его помощью можно создавать треки, анализировать существующие записи, улучшать качество звука в готовых фрагментах, добавлять в них звуковые эффекты и многое другое.
Есть нейросети, которые помогают писать тексты песен. Например, в 2023 году аргентинский аналитик данных Матти Гатти представил инструмент Keyword To Lyrics. Он стал результатом обучения языковой модели OpenAI GPT-2 на популярных композициях XX и XXI веков. Развиваются и решения для синтеза вокала и обработки голоса. Одно из самых первых и известных в этой сфере — программа Vocaloid от японской компании Yamaha Corporation. Помимо нее, популярностью пользуются сервисы Supertone, Uberduck, Voicemood и др. Все они способны создавать новые голоса по заданным параметрам, а также клонировать уже существующие.
Почему не все выступают за
Несмотря на широкие возможности сервисов, многие зарубежные музыканты продолжают относиться к технологии со скепсисом. Часть исполнителей придерживается мнения, что ИИ лишает музыку человечности. Беспокоятся артисты и об авторских правах на композиции. Так, более 200 мировых звезд, включая Ники Минаж, Стиви Уандера, Кэти Перри даже подписали в апреле этого года открытое письмо против неразумного использования генеративного ИИ. Они, в частности, осудили компании, которые обучают нейросети на треках без согласия авторов.
В СМИ также постоянно появляются новости о спорах между лейблами, артистами и IT-разработчиками. Так, в прошлом году американский медиахолдинг Universal Music подал в суд на разработчика бота для создания песен Claude — компанию Anthropic. Музыкальный гигант обвинил стартап в нелегальном использовании песен для обучения сервиса. По его мнению, разработчик нарушил права в том числе на такие мировые хиты, как What a Wonderful World Луи Армстронга, Sweet Home Alabama американской рок-группы Lynyrd Skynyrd, Uptown Funk певцов Марка Ронсона и Бруно Марса, а также на ряд композиций Rolling Stones, Кэти Перри и других мировых звезд.
В том же году лейбл направил запрос YouTube на удаление шуточной песни, созданной нейросетями. В ней голосом американского рэпера Эминема воспевалась любовь к кошкам. В апреле по требованию Universal Music также удалили трек Heart on my Sleeve, которую некий Ghostwriter создал с помощью нейросетей с использованием голосов американских артистов Drake и The Weeknd. Незадолго до этого песня завирусилась в соцсетях TikTok и Х (заблокирована в России). По данным Billboard, за первые четыре дня после релиза она собрала свыше 3,5 млн прослушиваний на всех площадках и принесла автору больше $16 000.
А летом этого года Universal Music подала в суд на Suno и Udio вместе с другими крупнейшими мировыми лейблами Warner Music Group и Sony Music. В компаниях утверждают, что музыкальные стартапы «крадут» музыку их артистов и обучают на треках из их каталогов свои нейросети. Компании ответили на иск, утверждая, что добросовестно обучают модели, а лейблы просто боятся потерять доли на рынке. Разбирательства продолжаются, и российское сообщество юристов музыкальной индустрии (около 2000 подписчиков в Telegram) уже окрестило их главным делом десятилетия.
Что дальше
С учетом полярного отношения к ИИ будущее технологии в музыке туманно. Во многом оно будет зависеть от исхода текущих разбирательств и того, как будет регулироваться сфера в дальнейшем. Есть точечные правовые кейсы, регламентирующие использование нейромузыки, но единой правовой базы пока нет.
Еще один фактор — качество работы нейросетей. Пока результаты, выдаваемые ИИ, не всегда оправдывают ожидания пользователей. Но по мере развития технологии они будут улучшаться, а значит, больше людей станут пробовать себя в сфере нейромузыки и она может стать нормой для индустрии.