К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Охота на Трампа: почему второе покушение на политика не скажется на итогах выборов

Дональд Трамп (Фото Alex Brandon / AP / TASS)
Дональд Трамп (Фото Alex Brandon / AP / TASS)
Дональда Трампа попытались убить второй раз за время избирательной кампании. О том, как это событие воспринимается в расколотом американском обществе, рассказывает политтехнолог и автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский

Еще недавно покушение на кандидата в президенты США считалось важнейшим политическим событием, способным хотя бы на время объединить страну. Но если после нападения на Рональда Рейгана в 1981 году его рейтинг вырос почти на 8%, то ничем таким Трамп похвастаться не может. А ведь именно на него напали уже второй раз за избирательную кампанию. 

Неожиданное повторение

Первое нападение произошло 13 июля и стоило Трампу легкого испуга, царапины на лице и травмированного уха. Участникам митинга сторонников экс-президента повезло меньше — один погиб, двое ранены. Это трагичное происшествие республиканцу удалось превратить в свой личный триумф. Кадры с поднятым в небо кулаком на фоне американского флага и красной палитрой в виде крови на лице Трампа вошли в историю. Ставший жертвой покушения кандидат должен был превратиться в героя нашего времени — но ничего подобного не произошло. Для половины американского общества Трамп так и остался «экзистенциальной угрозой», как назвал его президент Джо Байден незадолго до покушения. 

После первой попытки убить Трампа ведущие медиа обсуждали это событие примерно неделю, а потом успешно забыли — хотя рейтинги Трампа на какое-то время выросли, а интернет разделился на тех, кто проклинал стрелка, и тех, кто клеймил его за промах. Следственные органы и конгресс проводят раздельные расследования, но каких-либо новых фактов, кроме ставших известными в первые дни после покушения, до сих пор нет. 

 

Второе нападение произошло так же неожиданно, как и первое. Стрелок 11 часов ждал, пока подвернется удачный момент для выстрела, но агент Секретной службы заметил его раньше и спугнул. Задержанным оказался Райан Раут — городской сумасшедший, который в Twitter лично просил Илона Маска продать ему ракету для атаки по Владимиру Путину. В разное время он поддерживал то Республиканскую партию, то Демократическую. Из сторонника Трампа к 2020 году он превратился в его врага, хотя сам экс-президент и не подозревал о существовании Раута. 

Если после покушения на Рейгана все партии и политики объединились вокруг президента, посчитав, что нападение на него означало нападение на каждого американца, то отношение к Трампу можно проиллюстрировать двумя хештегами из Х (соцсеть заблокирована в России) — #PrayForPresidentTrump («помолимся за президента Трампа») и #staged («Инсценировка»). После первого покушения завирусился хештег #howdoyoumiss  («почему ты промахнулся»). 

 

Существует мысленный эксперимент, который позволяет узнать, есть ли у наблюдающего предвзятое отношение к Трампу. Достаточно поставить на его место Джо Байдена или Кама​​лу Харрис и предположить, насколько часто СМИ говорили бы о покушении на них. Современные мейнстримные медиа от The New York Times до CNN вряд ли выдержали бы такую проверку.

Линия раскола

Ненависть к своим оппонентам стала нормой политической жизни США. Кто-то назовет это большевизмом, кто-то — деконструкцией, а мы лишь зафиксируем факт, что линия, разделяющая американцев, проходит не только по партийным предпочтениям, но и по жизненным ценностям. Это означает, что жизнь вашего оппонента не представляет никакой ценности для вас. Его решения и предложения не стоят рассмотрения. Его права и свободы не равны вашим правам и свободам. 

Можно достаточно уверенно прогнозировать, что второе покушение, как и первое, ничего не даст Трампу с точки зрения рейтинга или привлекательности для избирателя. В краткосрочной перспективе Трамп получит больше медийного охвата, но электоральной эффективности в этом не будет. 

 

Его сторонники уже после первой попытки убийства убеждены в своем выборе. Его оппоненты без всяких покушений, а уж тем более после них, не будут за него голосовать. Битва сегодня разворачивается за симпатии неопределившихся избирателей — это примерно 40-43% голосующих, неравномерно распределенных по разным штатам.

Стремление уничтожить ведущего политика страны может, скорее, отпугнуть избирателя, который после всех событий 2024 года хочет нормальности и спокойствия. Камала Харрис, превратившаяся из откровенно левого популиста 2020 года в умеренного технократа, на этом фоне может показаться привлекательнее. В 2020 году Байден обещал возвращение к нормальности, но в итоге еще больше поляризовал американское общество. Купят ли неопределившиеся избиратели эту риторику во второй раз — узнаем 5 ноября. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+