К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отменить высшую меру образования: почему IT-отрасли нужны техникумы и ПТУ

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
В России существует культ высшего образования, но отечественному IT стоит от него отойти. В дефиците специалисты с конкретным набором знаний, и закрыть эту брешь может качественное среднее профессиональное IT-образование, убежден руководитель департамента интеграции Linx Дмитрий Щегольков

Момент инерции

Так повелось, что все успешные люди должны окончить вуз, желательно престижный. Диплом о высшем образовании — обязательный атрибут успеха. Ничего плохого в этом нет, но при этом нужно четко отделять те области и задачи, где это действительно необходимо и где наличие этого требования только вредит. 

Почему? Любое высшее образование нацелено на научные задачи, где принципиально важно изобретение или открытие чего-то нового. Вузовские программы обучения предоставляют набор фундаментальных знаний и готовят студентов к верхнеуровневым аспектам их предметной области.

Между тем у IT часто совершенно иной запрос. Нужно уметь разбираться в конкретной сети, устранять баги в IT-системе компании или настраивать приложение, а не тратить месяцы на R&D или код для стартапа.

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Вечный разрыв

Довольно давно фиксируется разрыв, когда молодежь из института приходит на работу и слышит: «Забудьте, чему вас учили, сейчас мы расскажем, что на самом деле надо знать и уметь, чтобы работать у нас». Конечно, это далеко не так, и фундаментальные знания пригодятся. Но не всем, не всегда и не во всем. В IT довольно широкий спектр специальностей. Где-то необходима теория и абстрактное мышление, а где-то багаж чисто практических знаний.

Пример — работа администратора, которая опирается на глубокие практические знания и опыт, не требуя способностей к научному исследованию и изобретательству. То же самое касается ряда задач в программной разработке, развитии цифровых продуктов и сервисов.

 

Мой опыт работы в отрасли предоставления облачных услуг показывает, что качественное среднее профессиональное образование может быть весьма эффективным шагом в решении кадровой проблемы в целом. Оно позволяет не только освоить базовые навыки, но и пройти непосредственное обучение на рабочем месте, что зачастую критически важно.

Освоение необходимых навыков «у станка» значительно ускоряет адаптацию учащихся к реальным рабочим задачам. Так, от администратора, который должен настраивать коммутаторы и маршрутизаторы, ориентироваться в двух-трех программных продуктах требуется довольно ограниченный объем теории, но важен опыт ее применения на практике. Если мы от IT-инженера не требуем разработать новые протоколы взаимодействия между системами или «упаковать» в оптоволокно гигантские объемы данных (что является научной задачей), то ему вполне достаточно среднего профессионального образования.

Чем плохи IT-курсы

Здесь возникает соблазн прохождения курсов дополнительного или экспресс-образования: «Набрали желающих, быстренько обучили нужным навыкам — готово, принимайте на работу!» Однако широко распространенные сегодня IT-курсы часто не решают задачу, поскольку не дают необходимую базу. На курсах царит формальный подход: дали материал, сделали примитивную домашку — тема пройдена, идем дальше.

 

Студент разберется глубже только в том случае, если мотивирован сам, если у него есть время и ресурсы. Однако специалист должен понимать, что происходит, когда он нажимает определенные кнопки в консоли и запускает базы данных.

Подобная база для понимания сути работы на конкретном участке IT-ландшафта (плюс обязательная практика) и должна системно даваться в средних образовательных IT-учреждениях — наших IT-ПТУ или техникумах. В этом их главное отличие от преимущественно пустых и поверхностных курсов.

Собственный инкубатор

Наконец, существует еще одно решение — создание кадрового резерва внутри компании. На одном из проектов мы организовали подразделение, которое можно сравнить с кадровым «инкубатором», где новички проходили обучение в течение полутора лет. Программа включала регулярные аттестации каждые шесть месяцев, что позволяло оценивать и корректировать уровень их подготовки. Параллельно новобранцы получали рутинные задачи от соседних подразделений, что позволяло им на практике набираться необходимого опыта и умений.

Этот подход доказал свою эффективность: множество внутренних вакансий в последующем успешно закрывались кандидатами из этого «инкубатора». Мы получали специалистов, которые не только хорошо знали внутренние процессы и специфику работы организации, но и обладали знанием необходимой терминологии и практическим опытом.

Крупным компаниям стоит создать подобные структуры, не ограничиваясь поиском уже готовых специалистов на рынке. Это позволит не только экономить на затратах, связанных с высокими зарплатами привлеченных специалистов, но и формировать кадры, которые будут мотивированы расти и развиваться внутри компании. Оптимальное соотношение в подразделении — один-два опытных инженера растят шесть-восемь молодых специалистов.

 

Однако важно правильно позиционировать такой «инкубатор». При найме начинающих специалистов необходимо четко ставить условия: вклад компании в их развитие должен сочетаться с их личной заинтересованностью и желанием после обучения присоединиться к основной команде.

Если молодой специалист не проявляет инициативы или не достигает необходимого уровня, компания должна быть готова принять решение о расставании. Подразделение не должно превращаться в «болото», где собираются немотивированные и неразвивающиеся кадры, что в итоге может привести к его деградации.

Итого

Эффективным решением ряда кадровых проблем в IT может стать возрождение уровня среднего профессионального образования, которое подготовит специалистов, способных практически мгновенно интегрироваться в рабочие процессы компаний. Что также принесет пользу и высшему образованию: сегментация и синхронизация навыков и требований к соискателям позволит каждой образовательной ступени больше сосредоточиться на своей специфике. Это даст государству и рынку более профессиональных специалистов в обеих областях — научной и производственной.

Подготовка специалистов должна быть тесно связана с практикой, ориентированной на реальные задачи и условия. Создание кадровых «инкубаторов» силами IT-компаний дает положительные результаты, и этот опыт должен учитываться в процессе формирования программ для IТ-техникумов и IT-ПТУ.

 

Сотрудничество бизнеса, Минцифры и Министерства образования могло бы значительно способствовать развитию таких образовательных программ, обеспечивая их соответствие актуальным требованиям и тенденциям отрасли.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+