К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие ваши доказательства: как фотографам добавили хлопот по защите своего творчества

Фото Fredrik Ohlander / Unsplash
Фото Fredrik Ohlander / Unsplash
В конце августа в России были введены новые рекомендации по защите авторских прав на фотографии. Научно-консультативный совет при Суде по интеллектуальным правам разъяснил, что фотографии, которые содержат только информацию об объекте съемки, не должны автоматически охраняться авторским правом. О том, почему это важно, рассуждает партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов

Новые разъяснения Суда по интеллектуальным правам (СИП) могут существенно повлиять на фотографов, особенно тех, кто работает с изображениями для онлайн-магазинов и каталогов, так как теперь им придется доказывать наличие творческого вклада в свои работы. А если творческого вклада нет, нет и авторства. Следовательно, права на работу нельзя передать за деньги, а копировать и использовать можно бесплатно и безнаказанно. 

Пример, который иллюстрирует важность защиты авторских прав на фотографии — дело Верховного суда США XIX века: Burrow-Giles Lithographic Company v. Sarony, 111 U.S. 53 (1884). В этом деле фотограф Наполеон Сарони успешно защитил свои права на фотографию Оскара Уайльда, доказав, что его работа была результатом творческого труда, а не просто механической фиксацией изображения. Суд впервые признал фотографию произведением искусства, что стало важным прецедентом в истории авторского права, так как это дало возможность Наполеону Сарони потребовать у типографии плату за использование его произведения. Мы можем использовать это памятное фото гениального писателя в статье, так как Наполеон Сарони умер в 1896 году. С момента его смерти прошло более 70 лет и авторское право более не защищает работу.

Фотография Оскара Уайльда, сделанная Наполеоном Сарони в 1882 году

Какое отношение к нам имеет Оскар Уайльд

В российском законодательстве фотографии также признаются объектами авторского права, если они созданы творческим трудом. А значит, авторы могут зарабатывать на своих произведениях, как и открывший всем дорогу Наполеон Сарони, однако до недавнего времени не было четких критериев, что именно считать творческим трудом или творческим вкладом.

 

Верховный суд России указал еще в 2019 году, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права» (постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 №10). Иными словами, это означает, что для признания произведения объектом авторского права не обязательно, чтобы оно было совершенно новым или уникальным. Главное, чтобы в его создание был вложен творческий труд. Даже если произведение похоже на другие или не содержит каких-либо инновационных элементов, оно все равно может быть защищено авторским правом, если автор приложил творческие усилия для его создания. Следовательно, фотограф может «продавать права» (совершать отчуждение исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности) или «сдавать их в аренду» (передавать права на результаты интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора). В таком заработке на исключительных правах и состоит бизнес многих фотографов, работающих для каталогов и маркетплейсов, а также бизнес фотобанков.

Как доказать, что ты творец

Новые рекомендации СИП уточняют, что фотографии, которые являются лишь объективной фиксацией информации, не должны охраняться авторским правом. Если я сфотографировал стол и подписал «стол» — это лишь фиксация объективной информации. Значит, я не смогу продать такую фотографию как объект авторского права, если я фотограф. Конечно, маркетплейс может заказать у меня услугу: фотографию стола или слона, заплатив мне за процесс, но не за созданное произведение. Следовательно, другой маркетплейс или зоопарк может скопировать такую фотографию и использовать ее у себя на сайте, также я могу скопировать такую фотографию из фотобанка не заплатив, и не буду считаться нарушителем авторского права. Однако если я сфотографировал стол и написал «это не стол» — это уже будет объектом авторского права. Так же, как знаменитая работа художника Рене Магритта Ceci n'est pas une pipe («Это не трубка») отражала не объективную информацию об объекте, а отсылала нас к трубке как к художественному образу.

 
Рене Магритт, «Вероломство образов», 1929. Лос-Анджелесский музей искусств (LACMA)

Картина является одним из ключевых произведений сюрреализма и иллюстрирует идею о том, что изображение объекта не является самим объектом. Подпись «Ceci n'est pas une pipe» подчеркивает концептуальный разрыв между изображением и реальностью. Поскольку картина была создана в 1929 году и автор умер в 1967 году, она защищена авторским правом в России. Однако мы все же можем показать это произведение в рамках доктрины добросовестного использования объекта авторского права в образовательных и аналитических целях. Подобно тому, как Магритт на этой картине показывает, что изображение трубки не является самой трубкой, так и СИП говорит нам, что фотография может не являться произведением искусства, если она просто фиксирует объект без творческого вклада.

Как обеспечить творческий вклад

Для доказательства творческого вклада в фотографии и защиты своих прав в суде автор может использовать следующие аргументы:

  • композиция и ракурс: как в деле Сарони, уникальная композиция и выбор ракурса могут свидетельствовать о творческом вкладе, что делает фотографию объектом авторского права;
  • использование света и тени: также в деле Сарони суд отметил, что использование света и тени для создания уникального визуального эффекта является доказательством творческого вклада;
  • редактирование и постобработка фотографий, такие, как цветокоррекция и применение фильтров, могут добавлять уникальные черты, которые подчеркивают творческий вклад автора;
  • индивидуальный стиль фотографа и визуальные элементы, такие, как композиция и ракурс, могут влиять на охраноспособность фотографии, что позволило многим фотографам выиграть подобные споры в суде;
  • презумпция творческого труда: по российскому законодательству, существует презумпция, что фотография создана творческим трудом. Это означает, что в случае судебного разбирательства бремя доказывания отсутствия творческого вклада ложится на ответчика.

Эти аргументы и примеры из судебной практики могут быть использованы для доказательства творческого вклада в фотографии и защиты авторских прав в суде, а также могут стать рекомендацией при создании произведений.

 

Заключение

В эпоху, когда визуальные образы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и бизнеса, вопрос о том, что делает фотографию произведением искусства, требует особого внимания. Новые рекомендации СИП, подчеркивающие необходимость творческого вклада для защиты фотографий авторским правом, отражают глубокую философскую идею, которую когда-то выразил Рене Магритт: изображение — это не сам объект.

Изменения в законодательстве напоминают нам о важности творчества и оригинальности в мире, где технологии позволяют мгновенно фиксировать реальность. Фотографы теперь должны не просто документировать, но и создавать, вкладывая в свои работы уникальное видение и стиль.

Таким образом, новые критерии охраны фотографий не только защищают права авторов, но и стимулируют развитие творческого потенциала, напоминая нам о том, что истинная ценность изображения заключается в его способности передавать уникальную точку зрения автора. В этом контексте фотография становится не просто фиксацией момента, а отражением глубокой связи между художником и миром, который он запечатлевает.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+