Страна-канатоходец: о чем говорит визит премьер-министра Индии в Киев
Короткий визит индийского премьера Нарендры Моди в Киев, который состоялся 23 августа, многие тут же успели назвать «историческим». И это в целом имеет под собой основания — за 33 года независимости ни один индийский лидер не посещал Украину, а за время нынешнего конфликта это еще и самый видный представитель глобального Юга, который посетил обе стороны. Летом 2023 года похожую серию визитов совершили лидеры ряда африканских стран, но современная Индия, ставшая первой страной мира по населению и пятой по экономике, явно выглядит более влиятельным игроком.
Преимуществом Индии в глазах Украины и Запада может быть и то, что эта страна с гордостью продолжает себя называть «крупнейшей демократией мира» — и даже западные СМИ повторяют этот штамп, хотя и обвиняют Моди в авторитарных наклонностях. Это делает Индию куда более выгодным посредником, чем Саудовская Аравия или Китай. С другой стороны, откровенно правый политик, который сохраняет свою власть уже третий срок явно вызывает понимание у российского лидера.
«Это огромное разочарование и сокрушительный удар по мирным усилиям», — написал Владимир Зеленский после июльской встречи Моди с Владимиром Путиным и назвал российского президента «преступником». Тогда украинского посла даже вызвали в индийский МИД, чтобы выразить недовольство.
Когда же Моди добрался до Киева, Зеленский снова упомянул тезис про демократию, но так, чтобы понравиться гостю. «Я сказал премьеру Моди, что мы можем провести Глобальный саммит мира в Индии. Это большая страна и великая демократия — крупнейшая в мире», — сказал украинский лидер, имея в виду продолжение дипломатических усилий, начатых в июне в швейцарском городе Люцерне. Индия, как известно, не присоединилась к коммюнике саммита, и Зеленский в разговоре с индийскими журналистами пояснил: «Я хочу быть откровенным, это касается не только Индии, а любой державы, которая была бы позитивно настроена к принятию второго саммита. Мы не сможем провести саммит мира в стране, которая пока не присоединилась к коммюнике саммита мира. Я думаю, вы это понимаете: никто ни на кого не давит, но это логично».
Четкого ответа на это предложение с индийской стороны не последовало, что само по себе дало возможность России заявить о победе. Мол, Дели понимает бесполезность попыток Зеленского говорить о мире в отрыве от «ситуации на земле». Что верно лишь отчасти, потому что неотъемлемая часть риторики Моди — это как раз тезис о территориальной целостности Украины. «Это для нас высший приоритет», — сказал он Зеленскому. Индийские СМИ с миллионами подписчиков распространяли и другие цитаты премьера, которые вряд ли понравятся в Москве. Например, такая: «Я дал понять Путину, что насилие — это никогда не выход». Или такая: «Мы никогда не были нейтральными в этой войне, мы на стороне мира».
Как заверил журналистов глава офиса президента Украины Андрей Ермак, визит был организован в срочном порядке — после трагедии в детской больнице «Охматдет» в Киеве. Если верить Ермаку, именно это событие заставило индийцев принять приглашение в Киев, несмотря на раздражение словами Зеленского.
Впрочем, в Киев Моди приехал, когда украинские войска уже успели закрепиться в Курской области, где тоже погибают мирные жители. «Военная ситуация, включая последние изменения, обсуждалась, — уточнил на большой пресс-конференции министр иностранных дел Субраманьям Джайшанкар. — В любом конфликте любая смерть вызывает сожаление. А смерть гражданского — еще сильнее».
Иными словами, и Моди, и его чиновники в очередной раз вели себя как настоящие канатоходцы. Собственно, это сравнение используется в отношении индийской политики уже много лет, и в Дели, кажется, гордятся таким подходом.
Выгоды и издержки мира
Впрочем, кроме политической риторики о ценности каждой жизни, есть еще и сугубо рациональные причины предлагать себя как посредника. Политик-канатоходец Моди, конечно, опирается в первую очередь на них.
Индийская внешняя политика и экономика просто полны неожиданных деталей, малозаметных для внешнего наблюдателя. Местные СМИ, например индийская редакция российского госагентства «Спутник», много пишут о поставках и развертывании российских зенитных комплексов C-400 на границе с Пакистаном и Китаем, другим ключевым партнером Москвы. Купленная в России военная техника, по некоторым свидетельствам, размещается в том числе в штате Арунчал Прадеш, который оспаривается Дели и Пекином. Милитаризация там нарастает с двух сторон: Китай перегоняет в Тибет истребители J20 и J10, а Индия пытается противопоставить им французские Rafale и российские Су-30МКИ и МиГ-29, попутно укрепляя ПВО — и снова российскими системами. Из-за продолжающегося украинского конфликта, поставки вооружений из России задерживаются, что делает Дели прямым бенефициаром мира.
Антикитайские нотки, незнакомые российскому обывателю, звучали и на пресс-конференции Зеленского. «Вы говорили про территориальную целостность и про агрессию. У Китая в Тихоокеанском регионе тоже есть некоторые аспекты, в частности в отношении Индии. Будете ли вы осуждать Китай?» — спросил журналист из Индии. «Когда вы спрашиваете меня про другие страны, включая Китай, я думаю: пока Украина стоит, борется, пока она осуждает нарушения суверенитета и территориальной целостности, пока с нами весь мир, риски других кризисов в мире уменьшаются», — ответил Зеленский, переводя тему в свою пользу.
С другой стороны, Индия импортирует российскую нефть, став после 2022 года вторым крупнейшим покупателем после Китая. Расчеты зачастую производятся в рупиях, которые российская сторона не может использовать для своих нужд — индийская рупия не относится к свободно конвертируемым. Потому Москва была вынуждена инвестировать в саму Индию, что делает такое сотрудничество попросту уникальным по выгоде для Дели. Это, с одной стороны, разрушает логику Зеленского, который много раз повторил, что если Индия не будет покупать российскую нефть, то экономика России рухнет. С другой — делает Индию бенефициаром нынешнего положения вещей.
Еще один фактор, который заставляет Индию смотреть на украинский конфликт под особым углом, — это люди. До 2022 года в украинских вузах обучались порядка 18 000 индийских студентов, которых пришлось спешно эвакуировать. Сейчас они продолжают обучение в вузах других стран постсоветского пространства, в том числе и России. При этом десятки индийских граждан, живущих в России, оказались в зоне боевых действий, а восемь — погибли. Срочное увольнение оставшихся из вооруженных сил России стало одной из тем июльского визита Моди в Москву.
Услуги на будущее
Хотя в июле после переговоров с Моди в Кремле заявили о «новых идеях» для завершения украинского конфликта, поездка в Киев явно не вызвала ни у кого воодушевления. Да, дипломатический талант индийского премьера мог бы быть полезен, но лишь в том случае, если позиции сторон не были бы такими категоричными, как сейчас.
Еще в июне Владимир Путин предложил Киеву отступить с территорий, которые Москва включила в свой состав*, и отказаться от вступления в НАТО. Правда, после прорыва украинских войск в Курскую область некоторые российские чиновники утверждают, что этот план аннулирован, а некоторые — что не совсем.
Истина, по всей видимости, заключается в том, что сейчас условия для переговоров даже хуже, чем летом 2023-го, и единственное, что могут делать посредники, — это предлагать свои услуги на будущее. Кроме премьера Моди, на эту роль может претендовать президент Азербайджана Ильхам Алиев, который, отвечая на вопрос украинской журналистки, сказал вещь, приятную и Москве, и Киеву. Приводя в пример Карабах, он отметил, что можно заморозить конфликт в нынешней точке (на что могла бы согласиться Москва, если не считать оккупированные районы Курской области), а затем, в более удачный момент, вернуть территории (что было бы мечтой для Киева).
«Важным элементом визита премьера Моди в Киев можно назвать выбранное для него время, — пишет индийский политолог, профессор университета Джавахарлала Неру Хаппимон Джакоб. — Ситуация, похоже, достигла стадии, когда позиции обеих сторон настолько укоренились, что конфликт в ближайшие дни станет еще труднее разрешимым. Визит происходит на фоне того, что июньский мирный саммит в Швейцарии не оказал решающего влияния на ход конфликта, европейские страны все больше обеспокоены растущими затратами на поддержку конфликта, а США заняты своими внутренними проблемами». Правда, даже с учетом всего сказанного, индийский эксперт так оценивает маневры Моди: «Это можно рассматривать как попытку средней державы сыграть более важную роль на международной арене или как сигнал для стран глобального Юга с аналогичным мышлением, что они тоже являются заинтересованными сторонами в мировом порядке».
Столь скромный запрос лишь подтверждает осторожность, с которым всегда действует индийская дипломатия. В целом попытка индийского премьера показать себя как переговорщика выглядела явно не хуже, чем у турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, и точно лучше, чем венгерского премьера Виктора Орбана. А значит, Индия вполне себе в игре и имеет шансы на успех.
* Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора