К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Нагреваем атмосферу: зачем российские айтишники постоянно изобретают велосипеды

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российские IT-компании сейчас в основном заняты созданием ПО на заказ, а собственным разработкам почти не уделяют внимания. Исполнительный директор производителя отечественного софта компании HFLabs Константин Степанов объясняет, почему так получилось и в чем опасность такого положения для российского IT

Что не так с софтом на заказ

В начале лета вышла очередная карта IT-рынка России. Основную, центральную, часть в ней заняли услуги заказной разработки и системной интеграции, а прикладному софту, созданному российскими компаниями, досталось небольшое место в подвале. 

С одной стороны, расстановка сил на карте вполне объяснима: крупные российские IТ-компании, такие как «Ланит», Т1, «Крок», IBS, традиционно уделяли большое внимание заказной разработке, интеграторским проектам, продажам зарубежного софта и его поддержке. Отсюда обороты, доли рынка и финансовые показатели большого процветающего бизнеса. Но сегодняшний перекос в сторону игроков, которые продвигают именно заказную разработку и создание ПО под конкретного клиента, подсвечивает серьезную проблему: мы создаем меньше добавленной ценности, чем могли бы. 

Представьте себе, что есть сотня банков. Всем им требуется, скажем, CRM-система. Ее для каждой финансовой организации пишут на заказ сколько-то компаний, специализирующихся на заказной разработке. В итоге каждый раз с нуля проектируется примерно одно и то же. На рынок эти продукты не попадают — остаются в закрытом IT-контуре одной единственной компании. А если бы и попали, то вряд ли бы кому-то пригодились: система, написанная под бизнес-процессы одной структуры, не будет пользоваться массовым спросом. 

 

Выходит, что разработчики раз за разом изобретают велосипед (и порой очень сложный), и в лучшем случае квалификация повышается у людей, при этом готовый продукт лучше не становится. Однажды IT-директор одной из российских телеком-компаний сказал мне, что продукт, развиваемый всем рынком, всегда круче, чем тот, который развивает одна компания. Такой продукт будет приносить больше ценности, будет по-настоящему двигать IT-рынок вперед.  

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Сделай сам» по-русски 

Если бы меня попросили образно представить расклад сил на российском IT-рынке, я бы нарисовал треугольник. Три его вершины — собственная разработка, заказная разработка и вендорские решения, универсальный софт, на который создатели продают лицензии. Постоянная конкуренция между ними, безусловно, и нужна, и оправданна. Главное — не выплеснуть ребенка вместе с водой. 

 

Ни для кого не секрет, что многие банки и телеком-операторы позиционируют себя как полноценные IT-компании. Но в реальности внести вклад в развитие всего рынка могут лишь самые крупные из них — например, те, что занимаются развитием искусственного интеллекта или запускают суперкомпьютеры. 

Остальные же просто создают софт для себя своими же силами. Это оправданно, если речь идет о решении, которое должно стать серьезным бизнес-преимуществом компании. Без собственной разработки не обойтись и в том случае, когда у организации есть уникальные процессы, под которые требуется написать специальную IT-систему. 

В случае же с типовым продуктом, который должен быть в каждой организации отрасли, заказная разработка обрекает и компанию, и рынок в целом на бессмысленный нагрев атмосферы: как я уже говорил, люди делают то же самое, что сделано в десятке других компаний. Приходится самостоятельно дорабатывать продукт с каждым изменением законодательства и учиться на собственных ошибках при проектировании (а иногда и все переделывать). 

 

Заказная разработка — родная сестра собственной. Только работают не программисты из штата, а приписанные к каким-либо IT-компаниям. В этом случае процесс разработки далеко не так прозрачен: спросите любого программиста, каково это — разбираться в чужом коде? Качество разработки выстраивается годами: это и принципы написания кода, и культура тестирования. Компаниям же, которые наняты на конкретный проект, часто не до этих тонкостей — закончить бы в срок и получить оплату. 

Да, в итоге компания-заказчик получает исходный код продукта, который в теории позволяет ей самостоятельно вести доработки системы. Но сможет ли она практически с этим кодом работать и устроит ли он ее — вопрос с неоднозначным ответом. 

Вендор-лок: так ли он опасен? 

В отличие от заказных исполнителей, вендор — разработчик лицензионной продукции под собственным брендом — не отдает клиентам исходный код своих продуктов. Взамен он обещает поддерживать и развивать решение, добавлять в него полезные для всех игроков функции. Именно в этом и состоит роль хорошей продуктовой компании — выделять самое ценное, то, что нужно для большинства. 

Главный минус такого подхода — так называемый вендор-лок (vendor lock), зависимость от поставщика программного обеспечения или оборудования. Что это такое, российские компании хорошо прочувствовали в 2022 году, когда крупные европейские и американские игроки ушли с рынка. Тогда они просто отказались поддерживать свои же системы и поставлять на них обновления (впрочем, даже после этого мир не рухнул).  

Но в случае заказной разработки и собственной бизнес попадает в другую зависимость — от команды. Я когда-то работал в очень большой компании, и у нас в один день ушел весь отдел разработки, который создавал финансовую систему. Мы не зависели от вендора, зато в один день остались «без штанов». Что уж говорить о заказной разработке, когда команду, разрабатывающую систему, после приемки, скорее всего, сразу отправят на новый проект.

 

Знаю и другие примеры, когда разработчики увольнялись из компании целыми командами, уходили с проекта, и бизнесу приходилось срочно искать им замену. И тут мы плавно переходим к проблеме кадров, особенно если речь идет о специалистах в узком IT-домене. Например, разработчиков, которые могут создавать системы для автоматической обработки российских адресов и глубоко понимающих специфику этой области, раз-два и обчелся. Счет таких специалистов в России идет буквально на десятки. 

А что с кадрами? 

Если тренд на заказную разработку усилится, мы не только не увидим сильных и проработанных IT-продуктов на рынке, но и получим еще большую нехватку кадров. Судите сами: создание крупного IT-продукта требует участия не только разработчиков, но и аналитиков, тестировщиков, инженеров внедрения. При этом дефицит айтишников в России, по разным оценкам, составляет от 500 000 до 1 млн. Получается, что все люди заняты, а IT-продуктов на рынке больше не становится. 

Работа на стороне заказной разработки не так хороша и для самих IT-специалистов, как часто считают. В любой момент проект могут свернуть, у заказчика могут поменяться приоритеты или даже закончиться деньги. Как-то к нам пришел клиент и попросил выделить команду разработчиков на аутстаф — для той самой заказной разработки. С финансовой точки зрения это было очень выгодное предложение. Да еще и думать ни о чем не надо — поставляй себе разработчиков, за результат отвечать не придется. Мы тогда отказались — это не наш бизнес. А через пару лет этот же клиент свернул часть проектов, и расставание с аутстаф-разработчиками легло на плечи компаний-поставщиков.

То самое окно возможностей 

Напоследок о хорошем. Сложившаяся ситуация открывает окно возможностей для российских вендоров. Если вы видите, что крупные игроки рынка начинают один за другим разрабатывать для себя, например, BI-системы, то с большой долей вероятности это именно та ниша, где можно попробовать свои силы. И если внимательно посмотреть по сторонам, то можно увидеть и другие направления, где опыт и экспертность сильных продуктовых команд будет востребована. А там, глядишь, и компании-заказчики начнут чуть более пристально смотреть на рынок. Тем более что создание крупной системы внутри почти всегда дороже, чем приобретение вендорского решения. 

 

Один заказчик из банковской отрасли посчитал: собственная или заказная разработка системы по управлению клиентскими данными обошлась бы ему в два года работы и 1 млрд рублей. А на рынке можно найти готовые продукты за десятки миллионов рублей и потратить на их внедрение примерно полгода.

Для заказчиков же сейчас самое время задуматься: какая IT-стратегия окажется наиболее выигрышной для бизнеса в долгосрочной перспективе? Стоит ли любой ценой создавать информационную систему «под себя», или на рынке уже есть зрелое решение?

Если выбор будет сделан в пользу вендора, то снизить риск зависимости от него могут помочь референс-визиты и пилотные проекты. Если компания все же решит создавать ПО сама, то стоит взвесить — сделать это силами своего IT-подразделения или ресурсами тех, кто занимается заказной разработкой. Если хватает ресурсов, система имеет критичное значение для бизнеса и требует постоянной поддержки и развития, то я порекомендовал бы растить экспертизу внутри. В остальных случаях более оправданна заказная разработка.

Если обе стороны — и заказчики, и клиенты — останутся открытыми к чаяниям друг друга, российский IT-рынок прирастет действительно качественными продуктами. А в перспективе они могут стать еще и доступнее для всех без исключения. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+