К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новые реформы или закручивание гаек: чего ждать от экономического пленума в Китае

Фото Na Bian / Bloomberg via Getty Images
Фото Na Bian / Bloomberg via Getty Images
С 15 по 18 июля в Пекине состоится третий пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва, на котором будут обсуждать ключевые реформы и стратегии развития страны. За пленумом следят не только внутри Китая, но и за его пределами. Китаист Алексей Чигадаев рассказывает, как экономические и политические решения, которые будут приняты по итогам собрания, повлияют на жизнь внутри Китая и на мировую экономику

Чем этот пленум выделяется на фоне рутинных партийных встреч?

К третьему пленуму приковано повышенное внимание — о нем пишут западные деловые (и не только) издания. Каждый новый созыв ЦК КПК работает в течение пяти лет, и, соответственно, на этот срок предусмотрено проведение пяти пленумов. Еще по одному пленуму проводят до очередного съезда и после. Каждому из семи пленумов обычно соответствует отдельная повестка. 

К примеру, на первом пленуме ЦК КПК избирается новый состав Политбюро, который исполняет функции ЦК вне дат проведения пленумов, а также членов постоянного комитета Политбюро — фактически, коллегиального органа управления партии. Также на первом пленуме избирают генерального секретаря ЦК и членов Центрального военного совета — высшего партийного органа по руководству вооруженными силами. А на пятом пленуме обычно принимают очередной пятилетний план развития.

На третьем пленуме партийные лидеры обсуждают планы по экономическому развитию. В этом году, по сообщению агентства Xinhua, участники пленума будут рассматривать вопросы углубления реформ и модернизации Китая. В пленуме примут участие около 200 членов ЦК и 170 кандидатов в члены ЦК, а также члены Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Обычно третий пленум проходит в ноябре-декабре, но в этот раз он был отложен до июля, что создало некоторое напряжение и породило конспирологические теории, например гипотезы о расколе внутри партии. В то же время это дало импульс для широкой общественной дискуссии о том, как решать экономические проблемы, с которыми столкнулся Китай, — в рамках допустимого китайской цензурой, конечно же.

 

В качестве аналогии третий пленум можно сравнить со встречей совета директоров госкорпорации, в рамках которой руководство компании должно обсудить насущные экономические проблемы и принять соответствующие решения. Итоги пленума позже будут опубликованы в государственных СМИ.

С какими проблемами столкнулась китайская экономика?

В 2007 году премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао выступил с предостережением: «Главная проблема китайской экономики заключается в том, что рост не стабилен, не сбалансирован, не согласован и не устойчив».

 

На третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва в 2013 году было обнародовано «Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ». Через месяц на заседании Политбюро ЦК КПК было принято решение об учреждении Центральной руководящей группы по всестороннему углублению реформ под руководством Си Цзиньпина — впервые появился руководящий орган, занимающийся исключительно реформами. Позже эта группа была преобразована в Центральную комиссию по всестороннему углублению реформ. 

Реформы шли, однако серьезных результатов это не принесло. После четырех десятилетий рыночных реформ и глобальной интеграции экономика Китая вышла на новый уровень, и ей необходима инновационная модель роста для преодоления так называемой ловушки среднего дохода — когда стоимость рабочей силы уже довольно высокая, а рост производительности замедлился. 

В течение первых двух сроков Си Цзиньпин уделял большее внимание политическим целям и идеологическим преобразованиям, во многом в ущерб экономическому развитию. Пандемия коронавируса и замедление темпов экономического роста подталкивают Си к поиску компромиссов — политические и идеологические реформы последних лет не привели к экономическому росту. Но это и не было приоритетом — во главу угла была поставлена безопасность и построение устойчивой к внешним шокам системы.

 

Чтобы переломить экономический спад после изоляции и политики «нулевой терпимости», в 2023 году Китай уменьшил акцент на идеологии, и в экономическую политику вернулась доля прагматизма. Это не означало изменения курса Си Цзиньпина — закручивание гаек благополучно продолжилось. Скорее, было решено сделать временную паузу, чтобы экономика могла прийти в чувство. Множество регулятивных норм, введенных в 2020-2022 годах для укрепления контроля КПК над экономикой, не были отменены, а просто отошли на второй план.

Сейчас одновременно действуют два взаимоисключающих вектора: ужесточение контроля партии над экономикой (что приводит к замедлению роста) и необходимость дальнейшей либерализации и привлечения инвестиций и технологий.

Каких решений ждут по итогам пленума?

Снижение регионального протекционизма

В декабре 1978 года на третьем пленуме 11-го созыва Дэн Сяопин объявил программу реформ и открытости — Китай начал внедрять смешанную экономическую модель. Затем началась либерализация рынка, появились частные предприятия, был открыт доступ для иностранных инвестиций, торговые барьеры стали уменьшаться. Любопытно, что в то же самое время проблема барьеров между регионами страны не решена до сих пор, как между провинциями, так и между городами и уездами. Каждая провинция хочет иметь собственных промышленных гигантов, обеспечивающих налоговые доходы и возможности для личного обогащения. 

На макроуровне Си Цзиньпин работает над продвижением регионального сотрудничества, но на местном уровне власти продолжают влиять на результаты тендеров, препятствуют свободному движению товаров и услуг между разными провинциями. Одна из существующих проблем — текущая система регистрации домохозяйств «хукоу», которая накладывает значительные ограничения на мобильность рабочей силы как между городом и сельской местностью, так и между разными административными субъектами внутри страны. Провинции продолжают оставаться государствами в государстве.

 

Это сложная тема, и быстрых результатов здесь достичь невозможно. За последние несколько лет эти реформы не принесли заметных улучшений, и ожидания остаются сдержанными. 

Новая модель и инструменты экономического роста

Проблема сводится к балансу между тремя драйверами экономического роста: инвестициями, экспортом и внутренним потреблением. До сих пор КПК опиралась на первые два элемента, и на протяжении более 10 лет пыталась сдвинуть экономическую модель в сторону внутреннего потребления, но пока безуспешно.

Для увеличения внутреннего спроса гражданам, что справедливо, нужны деньги. И один из вариантов решения проблемы в таком случае — реформирование системы социального обеспечения. Следующий вопрос — как должны распределяться финансовые обязательства между центром и местными органами власти. Разделение расходов может быть реструктуризировано, при этом Пекин возьмет на себя больше расходов для стимулирования экономического роста, поскольку регионы борются с растущими долговыми рисками и сокращением доходов от продажи земли. Это влечет за собой необходимость налоговой реформы. Реформа налога на добавленную стоимость — крупнейшего источника налоговых поступлений в Китае — могла бы увеличить доходы местных властей. И тогда доходы можно потратить не только на реализацию спущенных из центра политических KPI, но и на решение локальных проблем, в том числе на стимулирование роста экономики.

 

Инновации

Инновации в данном случае тесно переплетены с глобальными цепочками поставок и внутренними политическими установками по «опоре на свои силы». Если Китай продолжает быть частью глобального производства высокотехнологичных товаров, то необходимо и дальше привлекать иностранные инвестиции, зарубежные технологии и создавать, к примеру, совместные предприятия. Проблема, которую в таком случае нужно решить, — повышение доверия как китайского, так и иностранного частного бизнеса.

Снижение барьеров для иностранных инвесторов и компаний

Оптимисты цитируют Си Цзиньпина, который в мае 2024 года говорил, что «политика реформ и открытости Китая останется неизменной на протяжении длительного периода времени, а дверь Китая никогда не закроется». Пессимисты заметят, что это противоречит курсу Си по «опоре на собственные силы». Таким образом, и здесь особых изменений инвесторы не ожидают, риторика может быть максимально позитивной, но бюрократические барьеры на местах не позволят воплотить это в реальном бизнесе «на земле».

 

Решения для преодоления кризиса в сфере недвижимости

Спад на рынке недвижимости остается самой большой угрозой для китайской экономики. Госсовет КНР в июне этого года призвал чиновников сохранять «непредвзятость» в отношении политики по сокращению жилищного фонда. Многими это было воспринято как сигнал о новых мерах поддержки и дополнительного финансирования в стремлении Пекина поддержать рынок. Месяцем ранее Пекин представил пакет мер по спасению недвижимости, включая смягчение правил ипотеки и дешевые кредиты местным органам власти для покупки существующих жилищные проектов. Достаточно ли будет этих мер? Пока неясно, но многие инвесторы настроены скептически.

Завышенных ожиданий от итогов пленума среди большей части экспертного сообщества нет. Главный вопрос: хватит ли смелости на проведение радикальных реформ для стимулирования экономики или во главе угла по-прежнему останется непрерывно растущий уровень контроля над всеми областями жизни?

Если рост китайской экономики будет и дальше «не стабилен, не сбалансирован, не согласован и не устойчив», то с каждым следующим годом откладывания реформ экономическая и политическая ситуация внутри страны будет ухудшаться. 

 

Если текущая экономическая модель с небольшими косметическими изменениями, в которой большее внимание уделяется безопасности, а не экономическому росту, не принесет ощутимых результатов, это также может стать фактором внутриполитической нестабильности.

Если экономические реформы будут слишком радикальны, то глубокие экономические преобразования могут привести к непредсказуемым внутриполитическим последствиям — требованиям граждан о более активном политическом участии и усилении роли частного бизнеса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+