К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Краски прошлого: что самая древняя живопись может сказать о мышлении наших предков

Пещера Бломбос на юге Кейптауна в ЮАР. (Фото Magnus Haaland)
Пещера Бломбос на юге Кейптауна в ЮАР. (Фото Magnus Haaland)
Ученые вновь отодвинули в прошлое возникновение пещерной живописи и вообще сюжетного искусства. Эти и другие свидетельства указывают, что десятки и даже сотни тысячелетий назад наши предки уже жили сложной и насыщенной духовной жизнью, считает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев

Индонезийский остров Сулавеси славится древнейшими наскальными рисунками. В 2021 году много шума наделала находка в пещере Булук Сипонг 4 (Bulu' Sipong 4). Древний художник изобразил двух свиней, с помощью темно-красной охры — природной краски, типичной для пещерной живописи. Левая фигура животного сохранилась хорошо, а от правой уцелела лишь задняя часть. Можно различить, что звери смотрят друг на друга. В их позах есть динамика. Возможно, животные дерутся или еще как-то взаимодействуют. На рисунке нет людей, но в левом верхнем углу обведены контуры двух человеческих ладоней.

Тогда минимальный возраст находки оценили в 45 500 лет. Это возраст минерала кальцита, отложившегося поверх произведения искусства. Сама «картина» может быть еще древнее. Но и такие цифры делали ее древнейшим образцом пещерной живописи, известным на тот момент.

Авторы новой статьи в журнале Nature заново датировали артефакт. Они тоже исследовали кальцит, но использовали более тонкий метод. В итоге объект «состарился» на несколько тысячелетий: теперь считается, что ему 50 000 ±2000 лет.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Охота на свиней

В той же пещере Булук Сипонг 4 в 2019 году было обнаружено изображение, претендующее на звание древнейшего произведения с явным сюжетом. Изображена сцена охоты на свиней и карликовых азиатских буйволов. Антропоморфные фигурки держат в руках что-то продолговатое, возможно, копья или веревки. В некоторых охотниках дотошные исследователи разглядели черты животных, например, хвост и птичий клюв. Первобытным племенам свойственно верить в свое родство с тем или иным животным, с которым у них якобы был общий прародитель. Судя по находке в Сулавеси, подобные представления возникли очень рано.

Первооткрыватели посчитали, что этому изображению 44 000 лет. Новое исследование «состарило» его примерно до 48 тысячелетий.

 
Австралийскую команду возглавляли археологи Гриффита: профессор Максим Обер и доцент Адам Брамм (Фото Endra)

Загадочная сцена

Исследователи заново датировали еще одно произведение. Этот образец первобытного искусства был найден в 2017 году на Сулавеси в пещере Карампуанг (Karampuang). Объект плохо сохранился из-за отслоения известняка. Но на рисунке еще можно различить большую свинью и вокруг нее — не менее трех человекоподобных фигур в напряженных динамичных позах. Трудно сказать, люди это или мифические полуживотные. Самая большая из сохранившихся фигур, кажется, держит в руке некое орудие или оружие. Вполне возможно, что и это тоже сцена охоты. Местные жители издревле охотились на диких свиней.

Новая датировка показала, что изображению 53 000 ±2000 лет. Таким образом, находка семилетней давности теперь претендует на звание древнейшего образца пещерной живописи, соперничая за это звание с изображением из Булук Сипонг 4. Примечательно, что рисунки в обеих пещерах выполнены в одной художественной манере. Скорее всего, их авторы принадлежали к одной культуре.

Труднодоступные пещеры Сулавеси могут хранить и более древнюю живопись. Историки полагают, что люди попали на Сулавеси в ходе масштабной миграции из Евразии в Австралию, закончившейся около 65 тысячелетий назад.

 

В поисках истоков

Что все эти находки вместе взятые говорят об истории культуры? Прежде всего, они разрушают представление, будто изображение людей и сюжетные картины стали распространятся лишь к концу плейстоцена (в просторечье «ледникового периода») 12 000 лет назад. Этот вывод был основан на тщательном изучении европейских образцов пещерной живописи, но европоцентризм в который раз подвел исследователей. Должно быть, экваториальный остров был благоприятнее для развития искусства, чем промерзшие просторы Европы.

Находки на Сулавеси не отвечают на вопрос, когда человек научился рисовать. Они дают лишь консервативную оценку. Быть может, наскальная живопись существовала уже сотню-другую тысяч лет назад, но не сохранилась?

Овладение визуальными символами наверняка было вехой в культурной эволюции. Рисунок — это не сам изображаемый объект. Чтобы его истолковать, требуется мышление и воображение. Но мы не знаем, когда и как человек преодолел этот рубеж.

Анатомия человека, включая размер мозга, почти не менялась со времен появления вида Homo sapiens (около 300 000 лет назад, судя по древнейшим известным останкам). То есть биологически даже первые представители нашего вида были не глупее нас. Гейдельбергские люди, населявшие Евразию 800 000-400 000 лет назад, до неандертальцев и сапиенсов, тоже были довольно умны. Они владели огнем, одевались в шкуры, почти наверняка умели говорить. Более того, гейдельберцы даже строили некое подобие домов. Можно ли уметь строить, не умея рисовать?

Но все это лишь косвенные свидетельства. Изображений возрастом более 50 тысячелетий найдено крайне мало, и они весьма примитивны.

 

Биссектрисы и скульптуры

В пример можно привести узоры в виде треугольников из пещеры Бломбос в ЮАР возрастом 73 000 лет. Часть из них нанесена охрой, другая — высечена по камню.

На этом куске охры, найденном в пещере Бломбос в том же археологическом слое, в котором обнаружен отщеп силкрета, выгравирован абстрактный узор. (Фото D'Errico·Henshilwood·Nature)

Вблизи той же пещеры найдены геометрические рисунки на песке, впоследствии, к счастью для археологов, окаменевшем. Это круги, треугольники и так далее. Один из треугольников — равнобедренный с проведенной биссектрисой. Возраст рисунков — от 80 до 130 тысячелетий, точнее установить сложно.  

Больший из двух треугольных геометрических элементов (масштабная линейка=10 см)

Что представляют собой узоры из Бломбос? Чертежи? Орнамент? Примитивную попытку изобразить нечто конкретное, скажем, лес или горы? Судить об этом слишком трудно.

А в 2023 году в Саудовской Аравии было обнаружено каменное рубило длиной более 50 см. Его невозможно удержать в руке, так что это, вероятно, скульптура — овеществленный символ. Он мог быть связан с религиозными верованиями: множество мифов повествует о героях, научивших людей ремеслам. Возраст находки — около 200 000 лет.

 

Возможно, самое древнее и вместе с тем самое спорное свидетельство духовной жизни найдено в пещере Вандерверк (ЮАР). Это небольшие кусочки охры, попавшие туда 500–300 тысячелетий назад. Исследователи заключили, что природные процессы не могли принести охру в глубину пещеры. Значит, это сделали люди. Но зачем? Мягкие кусочки природной краски бесполезны как орудие. Ими нельзя что-нибудь отрезать или соскрести. Зато охрой можно рисовать, как поступали люди в разных частях света сотни тысячелетий спустя. Или посыпать ею какое-то значимое место, например, захоронение. Такие находки тоже известны, но они много младше, чем охра в пещере Вандерверк.

Чем глубже в прошлое, тем более отрывочными и скудными становятся следы духовной жизни наших предков. Десятки и сотни тысяч прошедших лет оставили от них слишком мало. И все же находки археологов раз за разом убеждают нас, что уже в глубочайшей древности люди были наделены воображением, художественным чутьем и пониманием формы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+