Люди с биографиями: каким получилось новое руководство российского Минобороны
Назначение Андрея Белоусова министром обороны в лояльных политических и медиакругах приняли на ура. Дело тут не только в том, что практически любое назначение там принимается на ура — иначе какая же это лояльность. Надежды на нового министра основывались на коллективных представлениях о репутации командированного в Минобороны бывшего первого вице-премьера как эффективного управленца, хорошего экономиста и скромного, на общем фоне, в бытовом плане человека. Так большие ожидания помноженные на неожиданность назначения создали довольно своеобразный фон для дебюта Андрея Белоусова в новой должности.
Опять метла
Логично предположить, что у нового министра карт-бланш на быстрые и резкие решения. Не по части управления войсками, а в вопросах их обеспечения. Тем более что вал вопросов к предыдущему руководству Минобороны только нарастал. Открытые претензии к Сергею Шойгу из публичных фигур предъявляли Евгений Пригожин и Игорь Стрелков, впрочем, после перехода Шойгу на новую работу, статусной критики стало побольше. Например, депутат Госдумы и бывший главком ВДВ Владимир Шаманов вспомнил о скверном качестве армейского обмундирования.
Когда новый назначенец приходит в некое ведомство, к которому были вопросы со всех сторон, довольно часто упоминается термин «новая метла». Мол, вот сейчас человек с принципиально свежим взглядом пройдется по всем захламленным углам и наведет наконец порядок. Не миновало это сравнение и Белоусова.
Надежды на перемены между тем появляются не в первый раз. В 2012 году, когда после скоропостижной отставки Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу оставил Московскую область и отправился руководить Минобороны, его тоже называли «новой метлой», которой предстояло разобраться с негодным наследием бывшего министра. Но и Сердюков после назначения в 2007 году также считался «новой метлой», которой велено навести порядок в военном ведомстве. И именно с его деятельностью связана самая радикальная реорганизация военного хозяйства за последние десятилетия.
То есть от каждого нового министра обороны ожидают, что он наведет порядок, особенно по части распределения выделяемых средств. И, вообще, преодолеет негативные явления, бурно раскинувшиеся по всей ведомственной вертикали при его предшественнике. Уже то, что как минимум третий подряд министр обороны должен решать одну и ту же задачу, позволяет предположить, что простого решения тут не существует. Тем более что условия, в которых начинает работать Андрей Белоусов, куда как жестче, чем в 2007 году у Анатолия Сердюкова или у Сергея Шойгу в 2012-м.
Можно, конечно, играть на том, что новый руководитель полный антипод старого. Надо сказать, что начиная с 2012 года такой сценарий неплохо работал. Шойгу набирал очки в том числе и за счет непопулярности Сердюкова, показывая: при мне все будет по-другому. Белоусов воспроизвести этот сценарий в полном объеме не может. Если Анатолий Сердюков в 2012 году отбыл в очевидную опалу, из которой довольно долго выбирался, то Сергей Шойгу занимает сегодня должность не меньшую, чем его преемник. Трудно представить, что даже с учетом всех уволенных и задержанных сотрудников «Арбатского военного округа» бывшего военного министра начнут критиковать на каком-то высоком политическом уровне. И строить стратегию на полном отрицании предшествующего периода не получится.
Белоусов и коллеги
Так что при всех политических авансах, которые получил Белоусов, формальных ограничений у него хватает. А по итогам последних назначений в Минобороны уже не совсем ясно, действительно ли у нового министра есть карт-бланш на принятие решений.
Руководство Минобороны при Сергее Шойгу выглядело монолитным и замкнутым, прежде всего на своего руководителя. Кто-то пришел с ним из МЧС, кто-то остался от Сердюкова, но тоже стал частью команды. В этой конфигурации министр лично держал ответ перед политическим руководством, а заместители, вне зависимости от своего участка работы, самостоятельного политического статуса не имели.
У Белоусова все не так. Ему назначили как минимум трех заместителей, каждый из которых имеет свою политическую и аппаратную биографию и свой круг связей и знакомств. Это Анна Цивилева, жена министра энергетики Сергея Цивилева, создатель фонда «Защитники отечества» и, по некоторым сообщениям, двоюродная племянница российского президента. Это Павел Фрадков, сын бывшего премьер-министра и брат главы Промсвязьбанка. Наконец, это Олег Савельев, бывший аудитор Счетной палаты и бывший министр по делам Крыма, карьеру которого, впрочем, в большей степени связывают с карьерой министра обороны — Савельев какое-то время был заместителем Белоусова в Минэкономразвития. Назначения еще не закончены, но нет ощущения, что Белоусов в одиночку подбирает себе команду. Возможно, это один из параметров новой жизни в Министерстве обороны — большая коллегиальность. Но и добиваться результата гораздо труднее.
Между тем и карт-бланш, и ожидания — товар довольно скоропортящийся. Кадры Владимир Путин быстро не меняет, но и, судя по практике, разочарование в несправившихся руководителях наступает у него не сразу, но навсегда.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора