К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему Китай не спешит с ответным ударом в торговой войне с США

Экспорт китайских электромобилей в США за весь 2023 год составил порядка 13 000 штук, что меньше 1% от общих объемов их вывоза (Фото Reuters)
Экспорт китайских электромобилей в США за весь 2023 год составил порядка 13 000 штук, что меньше 1% от общих объемов их вывоза (Фото Reuters)
Китайско-американские экономические отношения лихорадит уже давно, и весна 2024 года в этом плане исключением не стала. На сей раз обострение произошло непосредственно в сфере взаимной торговли, причем основные противоречия касаются новых видов продукции, связанных с зеленым переходом, считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, бывший торгпред России в Китае Сергей Цыплаков

«Недобросовестные» технологии

Впервые со времени начала торговой войны в 2018–2020 годах американская администрация воспользовалась 301-й статьей Закона о торговле 1974 года, которая дает возможность США налагать санкции на иностранные государства, если те занимаются «недобросовестной торговой практикой». На этом основании Вашингтон принял решение повысить с 1 августа 2024 года ввозные пошлины на ряд китайских товаров, в том числе на электромобили, литийионные аккумуляторы для них, солнечные панели, а также сталь и алюминий, портовые краны, некоторые медицинские товары. Пошлины повышаются весьма существенно. Например, на электромобили — с 7,5% до 25%, на солнечные панели — с 25% до 50%, на портовые краны устанавливается пошлина в 25%, такая же пошлина будет действовать в отношении медицинских масок. Перечень подпадающих под повышенные пошлины китайских товаров будет расширяться в январе 2025 и январе 2026 года.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Как и следовало ожидать, на действия Вашингтона официальный Пекин отреагировал грозными заявлениями. Министерство коммерции Китая обвинило американцев в злоупотреблении в использовании 301-й статьи, которая, как считают в Пекине, противоречит нормам ВТО. Действия США были названы «классическим примером политических манипуляций», поскольку решение о повышении пошлин обусловлено внутриполитическими соображениями. Естественно, Китай пригрозил решительными ответными мерами. 

Однако, как говорит китайская пословица, гром гремит, а дождь капает еле-еле. На какое-то время Пекин ограничился громкими протестами. При этом обойтись без ответных шагов вряд ли получится, так как отсутствие реакции будет расценено как слабость. В то же время складывается впечатление, что ответ Китая на первых порах будет достаточно осторожным. Например, речь может пойти о повышении ввозных пошлин на импортные автомобили с объемом двигателя более 2,5 л под предлогом того, что они наносят повышенный ущерб окружающей среде.

 

Пекин ждет новостей

Китайская осторожность вызвана несколькими причинами. Во-первых, при всей своей показной жесткости затеянное Вашингтоном повышение тарифов не так уж сильно бьет по китайскому экспорту. Повышение тарифов на 14 категорий товаров затрагивает китайский экспорт на общую сумму $18 млрд, что для него, в общем-то, не является критичным. В особенности это касается электромобилей, экспорт которых в США за весь 2023 год составил порядка 13 000 штук, что меньше 1% от общих объемов их вывоза. Кстати, на факт малых объемов продаж китайских электромобилей в США обратила внимание и официальный представитель МИД Китая Мао Нин. Про медицинские маски и говорить нечего — спрос на них после завершения пандемии резко упал. 

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, нет ясности относительно того, как будет развиваться ситуация в среднесрочной перспективе. Понятно, что условия для китайского экспорта в любом случае ухудшатся, но открытым остается вопрос о том, насколько далеко американская сторона готова пойти по пути торговой войны. Определенно судить на сей счет можно будет после подведения итогов ноябрьских президентских выборов. При этом в случае возвращения в Белый дом Дональда Трампа степень непредсказуемости дальнейшего развития экономических отношений двух стран возрастает кратно. 

 

В-третьих, американское направление (при всей его значимости) для Китая сейчас все же не главное. Основные события разворачиваются на европейском рынке. Как и администрация США, Еврокомиссия хотела бы ограничить наплыв китайской зеленой продукции на свой рынок, но в отличие от американцев Брюссель пошел другим путем, начав в октябре 2023 года классическое антисубсидиарное расследование в отношении импорта китайских электромобилей. Ожидается, что первичное решение может быть официально объявлено в начале июля. Особых сомнений в том, что пошлины на китайские электромобили будут повышены, нет, но при этом также видно, что и полного единства среди стран-членов на сей счет не наблюдается, о чем косвенно свидетельствует перенос оглашения итогов расследования на месяц. 

Весьма вероятно, что в этой обстановке Пекин будет дожидаться решения Еврокомиссии, чтобы сразу найти оптимальные ответы на действия и США, и ЕС. 

Вне зависимости от того, каким будет конкретный ответ на ограничительные меры, возведение новых барьеров на двух крупных экспортных рынках станет для Пекина долгосрочным вызовом, который потребует от него ускоренно адаптировать к новым реалиям стратегию продвижения высокотехнологичной продукции за рубеж. По сути, эта адаптация уже идет по двум направлениям: диверсификация поставок за счет стран с растущими рынками и перенос производств на территорию США и ЕС. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+