Свое чужое дело: что происходит с рынком франчайзинга в России
Что с рынком франчайзинга в России? По данным компании BusinesStat, в 2023 году совокупная выручка всех компаний, купивших франшизу, выросла в сравнении с 2022-м на 1,4%, до 2,9 трлн рублей. Похожую оценку дает и Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) — 2,5 трлн рублей, или 1,5% ВВП России. При этом в странах, где рынок франчайзинга старше, его вклад в ВВП часто составляет около 4%. Поэтому РАФ настроена оптимистично: рынок продолжит расти на 15–20% в год, и его ждет минимум удвоение.
Прогноз этот не выглядит фантастическим, поскольку экономика России на подъеме, что подтверждает и очередной рейтинг Forbes «30 самых выгодных франшиз»: совокупный прирост новых точек всех участников рейтинга с мая 2023 по май 2024 года составил 35 200, тогда как годом ранее этот показатель был почти в два раза меньше. Рекордным стало и количество новичков в списке, в число победителей рейтинга впервые вошло 12 брендов, среди них супермаркеты «Пятерочка», студии балета и растяжки Levita и ювелирные магазины Sokolov.
По оценке РАФ, к 2030 году в России будет 200 000 покупателей франшиз, выбор у них большой: в отраслевых каталогах сейчас представлено почти 2500 разнообразных бизнесов. По данным Franshiza.ru, за минувший год появилось 320 новых проектов, а закрылось около 130 — это минимальный показатель за последние 10 лет. У 69% всех российских компаний, работающих по системе франчайзинга, в 2023 году увеличились и прибыль, и количество партнерских предприятий. Для того чтобы открыть свое дело по франшизе, не нужны большие деньги. По данным опроса Franshiza.ru, в 2023 году 40,3% из 248 компаний предлагали запустить бизнес со стартовыми вложениями менее 1 млн рублей, предложение от 35,1% компаний находилось в диапазоне 1–3 млн рублей. Так что молодые люди вполне могут дерзать — заняться своим делом становится все проще. Правда, сейчас есть привлекательная альтернатива: разместить деньги на депозит на три года под 17% годовых. Но это ведь ненадолго.