Оборот рынка франчайзинга в России достиг 3,18 трлн рублей
В 2023 году оборот рынка франчайзинга в России подрос на 14,5% по сравнению с 2022 годом и достиг 3,18 трлн рублей, у большинства игроков не только увеличился средний чек, но и возросло количество покупок, рассказала Forbes руководитель каталога Franshiza.ru. Анна Рождественская. За минувший год появилось 320 новых проектов, а закрылось около 130 — это минимальный показатель за последние 10 лет.
В 2024 году в списке 12 новичков, в числе которых торговая сеть «Пятерочка». X5 Group запустила франшизу сети еще в 2010 году, но активно развивать ее начала только в последнее время. В 2023-м у «Пятерочки» открылось 89 новых партнерских магазинов (в 2022 году — 65).
Интерес к «Пятерочкам» у потенциальных франчайзи увеличился больше, чем к магазинам конкурентов, отмечает Виктор Большаков, сооснователь и руководитель портала Topfranchise.ru. В 2024 году в сети должно появиться около 300 новых партнерских точек, поделились планами с Forbes в X5.
У 69% всех российских компаний, работающих по системе франчайзинга, в 2023 году увеличились и прибыль, и количество партнерских предприятий, по данным Franshiza.ru. Лидером по росту сети рейтинга Forbes уже несколько лет подряд остается Ozon — с мая 2023 по май 2024 года у маркетплейса стало на 20 000 больше пунктов выдачи заказов. У Wildberries прирост составил около 10 400. В 2024 году этот бурный рост может замедлиться: в крупных городах пункты маркетплейсов уже работают чуть ли не в каждом дворе, говорят эксперты.
Кроме того, развитие их франчайзинговых сетей могут притормозить и законодатели, которые планируют установить для маркетплейсов предельную долю рынка и ограничить их в открытии новых пунктов в случае ее превышения.
Рынок растет во многом и за счет общепита, сейчас, например, у инвесторов популярны кофейни-пекарни, наблюдается «второе пришествие» паназиатской кухни, модной пять лет назад, объясняет Рождественская: «К примеру, франшиза кофейни «Зацепи кофе» появилась в 2023 году в Краснодаре и уже нашла большой отклик у франчайзи в соседних регионах». Популярностью также пользуются кафе, которые работают в формате «завтраки весь день».
Еще один тренд — ставка на узкие ниши в сфере образования, медицины и досуга. Активно развиваются сети логопедических центров (одна из них — франшиза «Разноцветные цыплята», у которой за год открылась 51 точка), центры финансовой грамотности и даже тайм-менеджмента для детей, из-за развития внутреннего туризма спросом пользуются франшизы небольших отелей или хостелов, но таких на рынке очень мало, признают эксперты.
Одним из главных факторов, который замедляет развитие рынка, — возросшие до 15–17% ставки по банковским вкладам (за год, с мая 2023 по май 2024 года, они увеличились почти в два раза). «Многие решают, что гораздо выгоднее и спокойнее положить деньги в банк и забыть о них, — говорит Рождественская. — А если купил франшизу, то придется работать каждый день».
По данным опроса Franshiza.ru, 28% предпринимателей беспокоит рост цен и себестоимости, у каждого пятого есть сложности с арендой, у 9% — с кредитованием. Игроков рынка также волнует снижение покупательной способности, трудности с оборудованием и поставками.
Большим спросом в России всегда пользовались франшизы с вложениями менее 1 млн рублей в точку. Однако из-за инфляции и роста издержек доля таких проектов за год снизилась с 23% до 21%. Больше всего новых проектов появилось в сегменте с вложениями от 3 млн рублей, отмечает Анна Рождественская.
Поэтому предприниматели начали чаще покупать франшизу вскладчину: например, три человека сбрасываются и открывают точку с инвестициями 3 млн рублей, рассказывает Виктор Большаков. По его словам, рынок мог бы расти быстрее, если бы больше людей знало о региональных программах поддержки открытия бизнеса по франчайзингу.