Бомбардировка через пять минут: как Рейган нашел гарантию мира
Ситуация уже давно балансировала на грани нового Карибского кризиса. Еще в 1983 году Рейган назвал СССР «империей зла» и провозгласил программу «Звездных войн». Параллельно в Европе были размещены баллистические ракеты средней дальности и крылатые ракеты. В московских сферах стало модно подсчитывать подлетное время, пуча глаза и вздымая брови.
Игра на нервах обернулась страшной трагедией. 1 сентября 1983 года истребитель ПВО СССР СУ-15 сбил пассажирский Boeing 747 корейской авиакомпании с 246 пассажирами и 23 членами экипажа. Попытки советских официальных лиц оправдать случившееся вызвали в мире ужас и апатию. Инциденты на этом не прекращались, и каждый из них мог стать спусковым крючком к Армагеддону. В марте 1984 года в Японском море столкнулись советская подводная лодка К-314 и американский авианосец «Китти-Хок». А в декабре в финской губернии Лаппи упала советская крылатая ракета.
Неудивительно, что на этом фоне СССР бойкотировал Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе. В Москве и других столицах «соцлагеря» торжественно шли собственные альтернативные соревнования — «Дружба-84». В июле 2024 года Олимпийские игры стартуют в Париже. И нынешняя Россия в ответ на бойкот своих спортсменов планирует провести «Дружбу-24» осенью этого года. Мир словно оказался в заевшей машине времени.
Несколько лет назад мне довелось встретиться с Джеком Мэтлоком, послом США в Чехословакии в 1981–1983 годах и в Москве в 1987–1991 годах, опытным дипломатом, которому выпало заканчивать холодную войну. Но это сейчас финал той драмы нам известен. Тогда же любая случайность могла привести мир к катастрофе. Она не произошла, по мнению Мэтлока, в силу всего лишь одного, не слишком известного публике обстоятельства. Да, ценностная пропасть между Рейганом и советскими вождями была глубиною со Вселенную. Тем не менее в любой ситуации Рейган считал личные джентльменские отношения с советскими руководителями поверх идеологической трескотни про «империю зла» единственной надежной гарантией мира. И никогда не жалел для этих связей эмоций и сил. Есть ли энергия для таких взаимоотношений сегодня в контексте вполне детсадовской cancel culture? Кто знает…