К какому берегу прибиться: что должны учесть российские IT-компании, выходя за рубеж
«Дружественность» страны по отношению к России
При выборе юрисдикции прежде всего нужно обратить внимание на «дружественные» страны, которые имеют высокую долю импорта из России. К таким партнерам можно отнести страны ЕАЭС и СНГ (кроме Молдавии), Китай, Вьетнам, Лаос, Индию, Пакистан, Иран, Боливию и Венесуэлу, а также большую часть стран Африки. Кроме того, стоит обратить внимание на Бразилию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, ОАЭ, Египет и Нигерию.
Для оптимального выбора страны нужно тщательно проанализировать основные параметры — макроэкономические показатели, географическое расположение, инфляцию и, конечно, взаимный оборот с Россией. Так, в 2023 году российские экспортеры начали активно наращивать поставки на быстрорастущие рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) улучшила свои оценки роста ВВП по всем ключевым экономикам: в тройке самых быстрорастущих экономик в мире остаются Индия (6,6%), Индонезия (5,1%) и Китай (4,9%).
Важно учитывать фактор устойчивости местной валюты, ее подверженность инфляционным рискам. Известно, что в число стран с сильнейшими валютами входят страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бруней, Иордания, Оман, Бахрейн и Кувейт, а также Азербайджан и Сингапур. Стабильность валют в этих странах обусловлена не только огромными запасами природных ресурсов, но и стремлением к диверсификации экономики. В качестве контрпримера можно привести Турцию, где по состоянию на апрель 2024 года годовая инфляция выросла почти до 70%. Однако, по мнению S&P Global, даже при таком показателе вероятность дефолта турецкой экономики остается низкой.
Выгодное географическое расположение страны может играть ключевую роль для экспорта решений. Например, Сингапур является неофициальной финансовой и технологической столицей Юго-Восточной Азии. И хотя Сингапур нельзя отнести к «дружественным» странам, местный IT-бизнес все еще настроен на сотрудничество с российскими компаниями. Схожие стратегические преимущества благодаря своему расположению имеют и ОАЭ. Но есть и обратная сторона медали — в обеих странах необходимо быть готовым к высокой стоимости ведения бизнеса.
На рост связей с этими и другими странами указывает и таможенная статистика. По данным ФТС России, в 2023 году на экспорт в страны Азии пришлось $306,6 млрд, а российский экспорт за этот период вырос на 5,6%. Объем экспорта России с Африкой за 2023 год увеличился на 42,9%, до $21,2 млрд. В наибольшей степени (в стоимостном выражении) товарооборот растет в торговле с Китаем, Турцией и Индией. В лидерах также Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, ОАЭ и Бразилия. Доля «дружественных» стран в товарообороте внешней торговли к 2030 году может достичь 90%. По данным ЦБ, доля валют «дружественных» стран при оплате экспорта России в Азию в январе превысила 50%, в Африку — 77%.
Стоимость регистрации и ведения бизнеса
Перед тем как принять решение о регистрации бизнеса в той или иной юрисдикции, следует выбрать правовую форму, рассмотреть вопросы открытия физического офиса, доступности местного персонала, инфраструктуры и банковских услуг, налогообложения и пр. Стоит принять во внимание, что во многих странах существуют специальные экономические зоны (СЭЗ) с льготными условиями для IT-экспортеров. Например, в ОАЭ есть более 50 СЭЗ, предлагающих различные преимущества и возможности для иностранных компаний. Регистрация компании в такой СЭЗ дает право иностранцам на 100%-ное владение собственностью. В Казахстане для этих целей создан технопарк Astana Hub, в Узбекистане — программа TashRush и технопарк IT Park. Подобная ситуация в Иране — лучше выстраивать бизнес через технопарки и особые экономические зоны (ОЭЗ), где достаточно низкая стоимость входа, но высокая отдача благодаря быстрой окупаемости. Еще одно удобство — это удаленная регистрация компании. Такая услуга доступна, например, в Гонконге. Более того, содержание гонконгской компании обходится дешевле, чем в Турции, Сингапуре или ОАЭ.
Экспортеры могут столкнуться со сложностями и в таможенном регулировании. Например, в Индонезии для конкретных продуктов требуются дополнительные лицензии или регистрация. При этом только местная или иностранная компания, имеющая лицензию на импорт, может импортировать и распространять продукцию в Индонезии.
Налоговая нагрузка может иметь огромное значение для прибыльности компании, поскольку регистрация компании в низконалоговые юрисдикции позволяет снизить расходы, сделать бизнес более конкурентоспособным. Например, в Бразилии высокие пошлины и сложная система налогообложения — у каждого штата страны свои налоги и требования к товару. Крайне важно, чтобы целевая страна имела соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией.
Традиции, ограничения и фальсификация
Благодаря знанию местного языка легче найти и заслужить доброжелательное отношение потенциальных заказчиков и партнеров. Но для активного развития экспорта необходимо присутствовать за границей физически. Практически все торговые представительства и цифровые атташе подчеркивают важность открытия местного представительства или филиала компании.
Для совершения сделок важно учитывать менталитет, культуру и обычаи страны присутствия. Для общения с заказчиками и выполнения представительских функций лучше заручиться поддержкой местных партнеров. Их сотрудники намного лучше понимают культуру, языки и местные праздники, учитывая огромное число заявок и встреч. Наиболее привлекательными в этом плане странами для регистрации и ведения бизнеса являются страны СНГ, которые отличаются наличием большой доли русскоязычного населения, схожестью законодательства, безвизовым режимом с Россией и небольшой разницей в часовых поясах. С другой стороны, в тех же ОАЭ и Турции есть большие русскоговорящие комьюнити.
В любой стране можно столкнуться с неблагонадежными партнерами и откровенным мошенничеством. Например, с фальсификацией информации о компании (размер и выручка), скрытым посредничеством, нелегальной агентской деятельностью, некачественными услугами. Поэтому, перед тем как принять решение о сотрудничестве с потенциальным партнером, целесообразно воспользоваться услугами комплексной проверки надежности контрагентов. Такие услуги оказываются на базе как платформы «Мой экспорт» (РЭЦ), так и Московского экспортного центра и Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей. Аккредитованные бизнес-партнеры помогут комплексно оценить контрагента — его финансовую стабильность, найти информацию о владельцах и руководителях, судебных разбирательствах и налоговой задолженности, нахождении в санкционных списках и др.
Кроме того, экспортеров ждут как регуляторные ограничения, так и сервисные барьеры. Для участия в гостендерах необходимо уточнить специфику регулирования в этой сфере для каждой конкретной страны. Например, контролируемые государством предприятия в Саудовской Аравии все чаще вводят требования к местному контенту для иностранных фирм. Регуляторы требуют, чтобы контролеры данных (те, кто взаимодействует с клиентом, собирает данные) хранили и обрабатывали персональные данные на территории страны, что затрудняет трансграничные потоки данных. Это создает серьезное препятствие для внедрения международными компаниями на зарубежных рынках инновационных и новейших технологий, включая ИИ, машинное обучение и передовые медицинские решения.
Государственный протекционизм часто выражается в национализации крупных компаний, требованиях к локализации программных продуктов и производства аппаратного обеспечения. Например, в Таиланде можно открыть компанию только с долей владения резидентом страны в 51%. Частные компании, стремясь к технологической нейтральности, все чаще ориентируются на модели Open Source и White Label. Так, в марте 2021 года российский производитель IT-оборудования «Рикор» сообщил, что совместно с «Цифровой технологией Казахстана» реализовал проект по локализации российских серверов. К концу года заключен международный контракт, полученные серверы прошли валидацию и необходимую сертификацию.
Таким образом, для успешного экспорта российских цифровых решений необходимо учитывать разнообразные аспекты — от выбора страны до адаптации к местным условиям и требованиям. Это включает в себя не только анализ рыночной конкуренции и потенциального спроса, но и оценку политической и экономической «дружественности» страны к России, а также затрат на регистрацию бизнеса и ведение деятельности. Важно учитывать географическое расположение, культурные особенности и правовые нормы каждого конкретного рынка. Помимо этого, необходима адаптация продуктов и услуг к местным требованиям, включая язык, культуру и законодательство, чтобы обеспечить успешное проникновение на иностранные рынки и удовлетворить потребности местных потребителей. Такой комплексный подход позволит российским компаниям максимизировать свой экспортный потенциал и успешно конкурировать на мировой арене цифровых технологий.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора