К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Амнистия вслепую: что не так с планами правительства «простить» налогоплательщиков

Фото Алексея Смышляева / ТАСС
Фото Алексея Смышляева / ТАСС
Параметры налоговой амнистии, о которой впервые заговорил президент в февральском послании парламенту, несколько прояснились. Правительство направило в Думу разработанный Минфином законопроект о новой налоговой реформе, касающийся в том числе и этого сюжета. Однако, как считает адвокат и эксперт Института экономики роста имени Столыпина Дмитрий Григориади, о реальной амнистии речь пока не идет

Какую амнистию хотел российский бизнес? Что он под ней подразумевал? Он хотел инструмент, который даст стимул для обеления. Ты добровольно сдаешься государству и начинаешь новую жизнь с чистого листа, за это тебе прощают прошлые грехи. Что предлагает государство? Вроде бы то же самое. Но стоит присмотреться внимательнее, как начинаются сомнения.

Прошлые грехи

Поправки в Налоговый кодекс, внесенные правительством в Госдуму, предполагают, что после 1 января 2025 года предприниматель может произвести «добровольное объединение доходов взаимосвязанных компаний для целей налогообложения». Иначе говоря, декларировать, что его ИП и юрлица, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН), даже если они формально принадлежат не ему, на самом деле никакие не ИП и отдельные юрлица, а части одного и того же субъекта налогообложения, который по сумме выручки теперь должен перейти на общую систему налогообложения (ОСНО). 

Тут первый вопрос. Что следует сделать с упомянутыми ИП и ООО?  Надо ли их принудительно исключать из реестров: ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Или потребуется открыто зафиксировать долю владения в них одного лица, на которое консолидируется выручка, создавая тем самым некий холдинг? Без ответа на эти вопросы техника амнистии будет грешить юридическими провалами, но о решении пока не слышно.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Второй вопрос. «Добровольное объединение» — это, судя по описанию концепции Минфина, обещание учитывать в одной копилке доходы всех бывших субъектов УСН наперед — то есть начиная с 2025 года. Экономию на УСН за период 2022-2024 годов (такова глубина выездной налоговой проверки) государство согласно налогоплательщику оставить, лишь бы он раскаялся и пообещал больше не грешить. Но какова гарантия такого согласия? В какой момент налогоплательщик получит «окончательную» бумагу, и какие условия он должен для этого соблюсти?

В текущей концепции условием для полного освобождения от ответственности за 2022-2024 годы (ни налогов, ни штрафов, ни пеней) выступает отсутствие признаков оптимизации в течение 2025 и 2026 года. То есть на эти два года налогоплательщик остается в подвешенном состоянии, как бы на условном сроке у налоговиков. Мягко говоря, не очень соблазнительно, но допустим. Но что именно будут контролировать налоговики для того, чтобы выдать освобождение за прошлое? 

 

Вот есть составные части «нового чистого» бизнеса на ОСНО — те самые задекларированные в ходе добровольного объединения субъекты на УСН. Налоговая служба будет смотреть на что? Что эти отныне субъекты полностью исключены из хозяйственного оборота и по ним не проходит никакая выручка? Или достаточно новых подозрений в оптимизации, но с участием уже других субъектов, чтобы обещание прощения растаяло? 

А есть ведь еще и промежуточный вариант — если предприниматель в 2025 году согласился объединить доходы не совсем добровольно, а лишь после начала выездной налоговой проверки. Тут ему все-таки предложат за 2024-й доплатить, но 2022-2023 годы простят. Это вдобавок к уже упомянутым непроясненным аспектам.

Отдельная история — те проверки, которые сейчас в разгаре или уже завершены, но решения по ним не успеют вступить в силу до 1 января 2025 года, например, потому что налогоплательщик занимается досудебным или судебным обжалованием. Их тоже обещано включить в амнистию. Правда, не уточняется — автоматически или если проверяемый напишет «чистосердечное»? Если автоматически, то получается, что такие фигуранты окажутся даже в более привилегированном положении. Правда, сдается нам, эта юридическая коллизия иллюзорна, система постарается закончить начатое в срок. Ну а те решения, которые вступят в силу до 1 января, отменять не планируется уже ни при каком раскладе. 

 

Короче говоря, вопросы на вопросах — в несколько слоев. А когда вопросов настолько больше, чем ответов, это означает одно: ни о какой конкретике речи не идет. Налогоплательщиков подталкивают «сдаваться», ничего не гарантируя взамен. 

О дроблении без подробностей

Тем более что сама формулировка понятия «дробление бизнеса», которую Минфин предлагает зафиксировать непосредственно в Налоговом кодексе, а не только в методических письмах ФНС, ничего нового в себе не несет: «разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов». Но испокон веков налоговики, борясь с дроблением, подразумевали именно такой набор действий именно от таких субъектов. Все коллизии и споры упирались в одну тему: «единая» та самая предпринимательская деятельность или не единая. Является транспортный цех самостоятельной бизнес-единицей или не является. Работают дилеры каждый самостоятельно, на свой страх и риск, или же все они — одна сбытовая сеть, управляемая из единого центра. 

Иначе говоря, такое определение дробления в существующую картину ничего не добавит и не убавит. Нужны более четкие правила, которые, разумеется, фиксируются не в Налоговом кодексе, а в тех самых письмах ФНС, которые мы упоминали. Что-то вроде прецедентного права: разбор конкретных кейсов и указание на то, как действовать исполнителям в аналогичной типовой ситуации. Нет, конечно же, налоговая служба справляется с задачами и в текущем раскладе, более того, отсутствие лишней конкретики ей только на пользу. Но тогда при чем тут амнистия? В чем отличие предлагаемой картины от уже имеющейся?

Доверяй, не проверяй  

А ведь есть альтернатива, в пользу которой высказывался аппарат бизнес-омбудсмена. Суть ее проста: надо лишь не забывать, что идея налоговой амнистии изначально была тесно увязана с необходимостью создания переходного налогового режима, смягчающего разницу между УСН и ОСНО. Иначе говоря, кнут борьбы с дроблением надо сопроводить пряником, способствующим обелению. 

Мы уже знаем, что лимит доходов по УСН предполагается поднять до 450 млн рублей. Но этого мало. Нужна переходная, льготная ставка по налогу на прибыль для тех, кто преодолел планку ОСНО, в том числе и добровольно, в ходе амнистии. Скажем, 5% на первые два года, с постепенным повышением ставки до стандарта. Темпы повышения должны зависеть от размера прибыли.

 

Этот же подход должен подразумевать и принципиально иное отношение ФНС к потенциальным декларантам. Уж если предприниматель пошел на полное раскрытие всего и вся, он может удостоиться опережающих консультаций со стороны налоговой службы о том, как она рассматривает структуру его бизнеса. Чтобы обвинения в дроблении, — а напомним, что еще целых два года декларант будет продолжать находиться под подозрением, — не становились сюрпризом.

Ничего подобного сейчас нет и на горизонте. Никакого моратория на проверки на период действия декларационной кампании, никакого движения навстречу ее потенциальным участникам.

Именно поэтому повторюсь — это не амнистия. Внесение новых эмоциональных штрихов в надежде подтолкнуть налогоплательщиков быстрее зашевелиться — да. Но не амнистия как однозначный, вызывающий безусловное доверие у широких слоев бизнеса процесс.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+